Тема 27. Законы РФ, постановления правительства РФ о защите населения от ЧС.
В области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их последствий во всех государствах мира принимается целый ряд мер, направленных на сохранение здоровья и жизни людей, окружающей среды, на предотвращение материального ущерба хозяйственной деятельности. В некоторых государствах, в том числе и в России, создаются государственные системы, деятельность которых направлена на решение задач защиты населения и территорий от ЧС.
Эти системы в своей деятельности руководствуются рядом нормативных и правовых актов. На 1998 год по вопросам Гражданской обороны (ГО) и Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) действуют ряд законов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Остановимся кратко на некоторых из них.
Законы:
• О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (принят Государственной Думой 11 ноябри 1994 года, подписан Президентом РФ 21 декабря 1994 года, № 68-ФЗ);
• О пожарной безопасности (принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года, подписан Президентом РФ 21 ноября 1994 года.);
• Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей (принят Государственной Думой 11 июля 1995 года, подписан Президентом РФ 22 августа 1995 года, №151-ФЗ);
• О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (принят Государственной Думой 12 июля 1995 года, подписан Президентом РФ 24ноября1995 года, №179-ФЗ);
• О радиационной безопасности населения (принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года, подписан Президентом РФ 9 января 1996года, №3-ФЗ);
• О промышленной безопасности опасных производственных объектов (принят Государственной Думой 20 июня 1997 года, подписан Президентом РФ 21 июля 1997 года, №116-ФЗ);
• О безопасности гидротехнических сооружений (принят Государственной Думой 23 июня 1997 года, подписан Президентом РФ 21 июля 1997года, №117-ФЗ);
• О Гражданской обороне (принят Государственной Думой 26 декабря
1997 года, подписан Президентом РФ 12 февраля 1998 года) и др.
Указы Президента:
• О Государственном Комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (№305 от 18 декабря 1991 года);
• О гражданской обороне (№643 от 8 мая 1993 года);
• Вопросы гражданской обороны РФ (№784 от 27 мая 1996 года).
Постановления Правительства:
• Об образовании Российского корпуса спасателей (от 27 декабря 1990 го
да, №606);
• О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (от 18 апреля 1992 года, №263);
• Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями (от 23 апреля 1994 года, №359);
• О Федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской
системы предупреждения и действие в чрезвычайных ситуациях» (от 16
января 1995 года, №43);
• О Декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (от 1 июля 1995 года, №675);
• О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (от 24 июля 1995 года, №738);
• О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (от 5 ноября 1995, №1113);
• О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (от 3 августа 1996 года, №924);
• О классификации чрезвычайных ситуаций (от 13 сентября 1996 года,
№1094);
• О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (от 10 ноября 1996 года, №1340);
• О создании Российского центра подготовки спасателей (№26 от 9 января
1997 года);
• О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (№334 от 24 марта 1997 года) и др.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (ФЗ-68) определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (населения), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территорий) от ЧС природного и техногенного характера.
Взаконе даются основные понятия и определяются: цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; основные принципы защиты населения и территорий от ЧС; полномочия Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС; общие принципы управления в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обязанности федеральных органов исполнительной власти, обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС; принципы участия общественных объединений в ликвидации ЧС и порядок привлечения к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ и органов Министерства внутренних дел; права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от ЧС; порядок подготовки населения и финансирования мероприятий в области защиты население и территорий от ЧС; порядок экспертизы и контроля в указанной области; принципы международного сотрудничества РФ в данной области.
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет общие организационно-правовые и экономические основы
создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой
области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и членов их
семей.
В Законе даны основные понятия и принципы деятельности аварийно-
спасательных служб и спасателей; перечислены виды аварийно-спасательных
работ и задачи аварийно-спасательных служб, принципы создания штатных,
нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований; определены их состав и принципы комплектования, регистрация, аттестации, принципы
их деятельности и привлечения к ликвидации ЧС, принципы их финансирования, ответственность аварийно-спасательных служб их перепрофилирование,
перемещение, финансирование; указаны права спасателей, гарантии ихдеятельности, их обязанности, режим работы, социальная защита спасателей и
членов их семей.
Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭО был принят в 1991 году, а затем с уточнениями и изменениями в 1995 году. Этот Закон направлен на защиту прав и интересов граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В Законе определены: права граждан указанных категорий на получение компенсаций и льгот; концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; принципы зонирования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и меры по экологическому оздоровлению этих территорий; статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы; отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; определены компенсации гражданам за вред, нанесенный ихздоровью в результате Чернобыльской катастрофы права учреждений и общественных объединений в связи с Чернобыльской катастрофой и т.д.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
В Законе даны основные понятия, определяются: основные принципы радиационной безопасности и мероприятия по ее обеспечению; полномочия органов власти РФ всех уровней в области обеспечения радиационной безопасности, а также полномочия субъектов РФ в этой области; принципы управления радиационной безопасностью, государственного надзора и контроля за ее обеспечением, даны принципы нормирования и нормативы облучения на территории РФ; порядок лицензирования, производственного и общественного контроля за обеспечением радиационной безопасности.
В Законе даны общие требования к обеспечению радиационной безопасности, в том числе указано, как производится оценка состояния радиационной безопасности, какие предъявляются требования к обеспечению радиационной безопасности: при обращении с источникам ионизирующих излучении, при воздействии природных радионуклидов, при производстве пищевых продуктов и потреблении питьевой воды, при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур; определены принципы защиты населения и работников от радиационных аварий; обязанности организаций, использующих источники ИИ по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии; допустимые дозы облучения при ликвидации ЧС радиационного характера; права граждан на радиационную безопасность, на получение соответствующей, информации, на социальную защиту, на возмещение вреда их жизни и здоровью из-за ионизирующего излучения; обязанности граждан в области радиационной безопасности, а также ответственность за невыполнение радиационной безопасности.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В Законе даны основные понятия, указаны опасные производственные объекты, перечислены требования промышленной безопасности, принципы правового регулирования в области промышленной безопасности; определены основы промышленной безопасности где речь идет о лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности, о сертификации технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, о требованиях промышленной безопасности при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта: перечислены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а также о различных видах контроля, об экспертизе промышленной безопасности и т.д. В приложениях названы:
1) опасные производственные объекты;
2) предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации безопасности.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ГС). В Законе определяется сфера его действия, даются основные понятия, определяются полномочия правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений; определяются общие требования к обеспечению безопасности ГС; порядок надзора за безопасностью ГС, порядок финансирования предприятий по обеспечению безопасности ГС; в главе о нарушении законодательства о безопасности ГС приводится перечень нарушений" законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, об ответственности за эти нарушения.
Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В Законе определяются система обеспечения пожарной безопасности, ее основные функции, виды и основные задачи пожарной охраны; указываются, кто осуществляет государственный пожарный надзор, права должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора; определяются права и обязанности личного состава Государственной противопожарной службы, идет речь о создании ведомственной пожарной охраны; о мерах пожарной безопасности, о тушении пожаров, о противопожарном страховании и т.д.; определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; определены права и обязанности граждан, права и обязанности предприятий, а также обязанности федеральных, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в области пожарной безопасности; об ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
В Законе определено, что Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В Законе перечислены задачи ГО, даны принципы ее организации и ведения, определены права и обязанности граждан РФ в области ГО, а также руководство ГО и т.д.
В Законе четко определено, что ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, но в то же время оговорено, что деятельность войск ГО осуществляется не только в военное время, но и в мирное время при стихийных, бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В Указе Президента РСФСР «О Государственном комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» речь идет о создании указанного комитета, о задачах, возлагаемых на него, о порядке его финансирования, определяется порядок передачи ему от Министерства обороны СССР всех элементов ГО и этим Указом предписывается создать при комитете:
• Штаб войск ГО РСФСР для управления соединениями, воинскими частями и подразделениями ГО;
• региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске.
Далее этот комитет был преобразован в Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
Очень важную роль в отсутствие Закона РФ «О гражданской обороне» сыграл Указ Президента РФ «О гражданской обороне», изданный 8 мая 1993 года. Дело в том, что с началом перестройки начали разваливать и гражданскую оборону, особенно усилился этот процесс с развалом Советского Союза. И вот Указ «О гражданской обороне» сыграл очень важную роль как стабилизирующий фактор. В этом Указе всем руководителям исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов и городов, министерств и ведомств РФ, учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, впредь по принятия новых законодательных актов РФ, регламентирующих ведение ГО в РФ, предписано руководствоваться ранее принятыми нормативными актами по этому вопросу, в том числе нормативными актами бывшего СССР, не противоречащими действующему законодательству РФ.
Подтверждается, что Начальником ГО РФ является глава Правительства,
а председатель Госкомитета по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (в дальнейшем - министр МЧС) является по должности первым заместителем Начальника ГО РФ.
Руководство ГО в субъектах РФ, районах, городах, министерствах, ведомствах РФ, учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от форм собственности возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий, которые по должности являются начальниками ГО в своих административных образованиях и в организациях, при этом подчеркивается, что они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества ГО, а также за
подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
Далее речь в Указе шла о преобразовании штабов ГО в штабы по делам
Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, о составлении соответствующих планов ГО ит.д.
В Указе «Вопросы ГО РФ» речь вдет о совершенствовании деятельности Войск ГО, утверждается Положение о Войсках ГО, структура и состав органов,
специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации
ЧС, устанавливается численность Войск ГО.
Рассматривать все постановления Правительства РФ по вопросам ГО и
РСЧС в данном пособии не будем, ибо о некоторых из них в достаточной мере
сказано самим названием, о некоторых из них речь будет идти в других разделах изучаемого курса. Но нанекоторые постановления все же обратим внимание.
В постановлении «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» речь идет о подготовке населения РФ в области зашиты от ЧС природного и техногенного характера по соответствующим возрастным или социальным группам на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях, независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства. Методологическое руководство этим обучением возлагается на МЧС РФ. Предписано Министерству образования РФ и Госкомвузу РФ совместно с МЧС РФ при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ предусматривать обязательный минимум содержания подготовки населения в области защиты от ЧС. Этим же постановлением определен порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.
Значительная работа по формированию законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС проведена и на уровне субъектов Российской
Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлялась реализация Федерального закона «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
принимались аналогичные законы субъектов РФ, в которых учитывались характерные особенности территорий, характер промышленной деятельности и т.д. Достаточно сказать, что в субъектах РФ за 1995 год было принято 282, а за 1996 год - 540 различных нормативно-правовых актов в указанной области. Более 47 процентов принятых актов посвящено регулированию общих вопросов организации деятельности территориальных подсистем и звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их органов управления, вопросам подготовки населения к организованным действиям в чрезвычайных ситуациях, организации оповещения и информирования населения и соответствующих органов управления о складывающейся в зоне возникшего бедствия.
Особое внимание при формировании нормативно-правовой базы предупреждения и ликвидации ЧС субъектами РФ уделено вопросам организации подготовки сил и средств для ликвидации ЧС, проведения эвакомероприятий, формирования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Многие органы исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченные на решение задач защиты населения и территорий от ЧС, не только
активно вникают в вопросы нормотворческой работы, но и стремятся влиять на
другие аспекты правового регулирования отношений в данной сфере.
Вполне понятно, что будут приняты и другие нормативно-правовые акты
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех видов (в области гражданской обороны, в частности), что будет способствовать
дальнейшему совершенствованию и развитию как Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, так и работы
по защите населения от ЧС в мирное и в военное время и гражданской обороны.
Тема 28. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Общи принципы государственного управления э области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций даны в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и "техногенного характера». В этом законе определено, что для осуществления государственного управленияи координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который в свою очередь создает подведомственные ему территориальные органы для организациипроведения всех работ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с указанным Законом организуют все работы в своей сфере деятельности и в порученных им отраслях экономики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при этом круг решаемых задач здесь очень широкий. Они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства в целом, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников подведомственных им организаций от чрезвычайных ситуаций.
Федеральные органы исполнительной власти по отношению к подведомственным им организациям также:
• обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального значения;
• финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению ЧС и
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
• организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;
Кроме этого, федеральные органы исполнительной власти по отношению к организациям, входящим в состав отрасли:
• осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты
работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
• разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защита от них работников организаций и населения.
Федеральные органы исполнительной власти создают необходимые силы
и средства. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители федеральных Органов исполнительной власти несут персональную ответственность за ненадлежащее исполнение указанными органами возложенных на них задач иосуществление своих функций в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В указанном Законе определены и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
Организации прежде всего должны не только планировать, но и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС. Они обязаны планировать мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС.
Кроме этого, организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований (гражданских организаций ГО).
Организации обязаны создавать локальные системы оповещения, предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
Организации обязаны финансировать: мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социальною назначения от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников своих организаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» предусмотрена возможность участия общественных объединений в ликвидации ЧС, но участники этих работ должны быть соответствующие образом подготовлены и аттестованы в установленном порядке и должны действовать под руководством соответствующих органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Порядок привлечения специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации ЧС определяет Президент РФ.
В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
РФ, законами ииными нормативными актами субъектов РФ для ликвидации
ЧС могут привлекаться силы и средства органов внутренних дел РФ и органов
внутренних дел субъектов РФ.