Тема 14. Социально – экономическая эффективность социальных стратегий.
Первые исследования изучения влияния социальных факторов на экономическую эффективность в нашей стране относятся к началу 80-х гг. Одно из интереснейших исследований, проведенное под руководством А.Л. Иванова, выявило резервы повышения производительности труда: эффективное использование социальных факторов позволяет увеличить производительность труда в 1,5 раза. Ведущую роль в этом играют социальные психологические факторы, на долю которых приходится 38,7%, в то время как доля влияния технико-технологических факторов составляет 32,2%, а организационных факторов - 29, 1 %.
Приведенные данные подтверждают мнение специалистов, что удельный вес социальных резервов повышения эффективности производства в общем объеме оценивается в 30-40%. Существенным аргументом, обосновывающим такую позицию, является и тот факт, что в период стахановского движения в нашей стране только лишь за счет социальных факторов производительность труда повысилась на 35-40%, а норма выработки - в 8-10 раз.
|
|
Безусловно, в различных организациях состав и значимость факторов могут меняться. Для их определения необходимо проводить исследования в каждом конкретном, случае.
Таблица 11. 1
Факторы повышения производительности труда | Резерв, % |
Улучшение организации производственного процесса, совершенствование технологии и развитие вспомогательных служб | 12,8 |
Обеспечение материалами, заготовками, инструментами | 11,9 |
НОТ и управление | 11,8 |
Улучшение психологического климата в производственном коллективе | 11,7 |
Состояние и технический уровень машин и оборудования | 11,0 |
Внедрение механизации и автоматизации | 6,7 |
Совершенствование системы оплаты труда | 6,1 |
Этико-эстетические факторы | 3,9 |
Улучшение условий труда | 4,9 |
Прочие факторы | 17,2 |
Из них: | |
уменьшение количества работ, не связанных с производством | 2,7 |
улучшение условий жизни, быта и отдыха | 2,6 |
повышение квалификации работников | 2,2 |
сокращение простоев | 2,1 |
дисциплина труда | 1,9 |
качество сырья и материалов | 1,7 |
устранение бюрократических перегибов | 1,3 |
подбор и расстановка кадров | 1,2 |
экономические и социальные отношения | 0,6 |
совмещение профессий | 0,4 |
стабильность коллектива | 0,3 |
Для повышения активизации работника имеют большое значение правильный подбор и расстановка кадров, улучшение условий труда, усиление его творческого содержания. По данным НИИ труда, если производительность труда человека, работающего с желанием и в соответствии со способностями, принять за 100%, то эффективность его труда достигнет 65%, если он работает по специальности, но без желания; 50% - если он работает с желанием, но не имеет необходимых способностей, и всего лишь 30%, если у него нет ни желания, ни способностей к работе.
|
|
В настоящее время вопросы активизации работника, мотивации труда, в том числе за счет социальных факторов повышения эффективности производства, приобретают особое значение. Это объясняется тем, что в условиях конкуренции успеха добивается тот производитель, который не только правильно и своевременно умеет определить потребность в товаре (услуге), но и может качественно ее удовлетворить по минимальной цене, за счет рационального использования внутрипроизводственных резервов и эффективного использования производственного потенциала. Поэтому в настоящее время на предприятиях вопросы наличия резервов снижения себестоимости продукции, мотивации труда, повышения эффективности производства становятся весьма актуальными. Это подтверждают и исследования Института экономики РАН, обосновавшие необходимость социальной ориентации экономического развития за счет «превращения социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования».
Проблемы мотивации труда за счет социальных факторов являются предметом пристального внимания многих ученых именно из-за наличия значительных резервов повышения эффективности производства и производительности труда. Так, Ж.Т. Тощенко отмечает, что эксперименты 80-х гг. продемонстрировали рост производительности труда по меньшей мере на 20% при изменении комплекса социальных условий (и неизменной технической оснащенности).
В советское время социальная деятельность организаций строилась не на принципе эффективности, а на принципе компенсации. Например, занятие тяжелым ручным трудом или работа в сложных и вредных условиях стимулировались более высокой оплатой, предоставлением предпочтительных прав на отдых, потребление и т.п. Серьезным недостатком политики улучшения условий труда являлось нередкое отсутствие в соответствующих планах того периода показателей, характеризующих экономические и социальные последствия работы в неблагоприятной среде, поскольку соответствующие исследования практически не проводились.
Исследования и эксперименты последних лет обосновали, что социальные факторы оказывают влияние не только на производительность, но и на лояльность работников. Создание комплекса благоприятных социальных условий повышает производительность и снижает потери от недобросовестного отношения к труду и воровства работников.
Несмотря на наличие значительных резервов повышения эффективности производства за счет социальных факторов, использование их руководством организаций оставляет желать лучшего. Современная конъюнктура рынка труда такова, что руководство организаций не особенно заботится о комплексе социальных гарантий, считая, что при высоком уровне безработицы люди согласны на любые условия. При этом в «старых» (существующих с советского времени) организациях средний возраст работников приближается к 40-50 годам, а притока молодых специалистов не наблюдается, при том что среднемесячная заработная плата работников этих предприятий составляет от 5 до 12 тыс. руб. (в разных регионах страны). В то же время на бирже труда зарегистрировано значительное количество людей молодого и среднего возраста. Для «новых» (созданных не позднее 1991 г.) организаций, с достаточно высоким средним уровнем оплаты труда (от 10 тыс. руб. и выше) характерны высокая текучесть молодых специалистов и потери на обучении персонала.
Следовательно, помимо заработной платы имеют место и другие мотивы выбора рабочего места. Исследования показывают, что до 60% выпускников средних и высших учебных заведений останавливают свой выбор на организациях, в которых социальные условия существенно лучше, чем в других, при сопоставимом и даже более низком уровне заработной платы.
|
|
В настоящее время, в век научно-технической революции и построения социально ориентированной экономики, необходимо уделять самое пристальное внимание формированию социального развития организации. Однако зачастую работодатели рассматривают социальную деятельность как затратную, а поэтому вряд ли готовы добровольно включать данные мероприятия и показатели в свои стратегические планы. Вместе с тем именно создание комплекса социальных условий побуждает самих работников выявлять внутрипроизводственные резервы повышения эффективности производства.
Подтверждают это успешно используемые мотивационные программы авторов данного учебника в Санкт - Петербурге, Ижевске, Набережных Челнах; коллектива авторов, во главе с Н.А. Белкиной, Челябинского филиала Института экономики, используемые в Челябинской области.
Внедрение мотивационных программ такого рода должно быть одним из направлений социальной стратегии.
Заинтересованность работников в получении социальных благ от организации было весьма значимым и до 1917 г., что подтверждают данные А.В. Чечулина и М.М. Решетникова. В советское время эту заинтересованность подтверждает исследование В.Х. Беленького, проведенное по проблемам социального развития (табл. 11.2). Результаты выявили существенные расхождения между тем, что работник надеется получить, и тем, чем он фактически обладает.
Например, 65,8% респондентов ожидают получить «хорошие жилищные условия», в то время как реально его имеют 29,7%; заработной платой удовлетворены 36% анкетируемых, тогда как 60,9% недовольны ее уровнем; 42,5% рассчитывают на хорошую организацию труда, в то время как удовлетворены ее уровнем 13,2%; 36,1 % респондентов ожидают нормальных санитарно-гигиенических условий, а реально удовлетворены ими 19,2%.
|
|
Таблица 11.2