Источники. Конституционные принципы внешней политики

Конституционные принципы внешней политики

К внешней политике государства относятся разнообразные формы политического, экономического, культурного, спортивного, научного и иного сотрудничества с другими государствами. Основными формами такого сотрудничества выступают: дипломатические сношения; представительство Республики Беларусь в международных организациях; внешняя торговля, научно-техническое, культурное и спортивное сотрудничество.

В соответствии со ст.18 Конституции, внешняя политика Республики Беларусь осуществляется на следующих принципах:

1) равенства государств;

2) неприменения силы или угрозы силой;

3) нерушимости границ;

4) мирного урегулирования споров;

5) невмешательства во внутренние дела других государств.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным. Для реализации этой цели с территории Беларуси в начале 90-х годов было выведено ядерное оружие. Наше страна не участвует ни в каких военных блоках и не направляет своих военнослужащих в «горячие точки» мира.

Более подробно принципы внешней политики, а также нормы международного права изучаются в курсе международного права.

Нормативные акты:

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. // СЗ БССР, 1990, № 22, ст. 432; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991, № 31, ст. 536.

Конституция Республики Беларусь. – Мн.: «Полымя», 1994.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн.: «Амалфея», 2004.

Закон «О языках в Республике Беларусь» // СЗ БССР. 1990, № 4, ст.46; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998, № 28, ст.461.

Закон «Об охране историко-культурного наследия» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992, № 30, ст.504; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998, № 29-30, ст.467; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001, № 48, 2/759; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 87, 2/883.

Закон Республики Беларусь «Об образовании» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991, № 33, ст.598; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995, № 18, ст.200; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996, № 21, ст.380; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999, № 32, ст.459; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 37, 2/844; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004, № 123, 2/1060.

Закон «О профессиональных союзах» в редакции Закона от 14 января 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000, № 23, 2/146; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000, № 69, 2/191.

Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992, № 35, ст.550; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004, № 4, 2/1010.

Закон «О политических партиях» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994, № 30, ст.509; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999, № 34-35, ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000, № 2, 2/113; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 74, 2/962.

Закон «Об общественных объединениях» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994, № 29, ст.503; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994, № 14, ст.135; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999, № 34-35, ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001, № 63, 2/779; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 74, 2/962.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993, № 2, ст.18; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995, № 13, ст.125; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999, № 34-35, ст.518; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

Закон «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996, № 28, ст.512.

Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999, № 22, ст.407; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001, № 116, 2/817; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 141, 2/904.

Закон «О культуре в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001, № 48, 2/759; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004, № 87, 2/1031.

Литература:

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: «Право и экономика», 2002.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом, 2005.

Вашкевич А.Е. Правовое регулирование отношений между государством и конфессиями в Республике Беларусь (1919-2005) // Сравнительное конституционное обозрение. 2005, № 1, с.23 – 31.

Головко А.А. Основные принципы демократии // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 2.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. – Мн.: «Выш. школа», 2004.

Задиран С.В. Государственные символы – атрибуты суверенитета // Право Беларуси. 2002, № 7, с.69 – 76.

Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под общей редакцией А.И.Сухарковой. – Мн.: «Амалфея», 2002.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003.

Матусевич А.В. Политическая система: состояние и развитие. – Мн., 1992.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право: энциклопедический словарь. - Мн.: «Право и экономика», 1996.

Политические партии Беларуси – необходимая часть гражданского общества. Материалы семинара. Издание второе, исправленное и дополненное / Фонд имени Фридриха Эберта. – Мн., 2005.

Шавцова А.В. Государственный суверенитет. – Мн., 1997.

Шабайлов В.И. Социальное государство: конституционные основы // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое конституционный строй?

2. Какие положения Конституции относятся к основам конституционного строя?

3. Какие положения характеризуют Республику Беларусь как демократическое государство?

4. Какое государство признается социальным?

5. Какие признаки характерны для правового государства и как эти признаки закрепляются в Конституции?

6. Что такое государственный суверенитет?

7. Какие отличительные признаки государственного суверенитета?

8. В каком акте был закреплен государственный суверенитет Беларуси?

9. Какие конституционные положения составляют основы политической системы Республики Беларусь?

10. Какие организации признаются политическим партиями?

11. Каким законом регулируется организация и деятельность политических партий в республике Беларусь?

12. Какие положения составляют основы экономической системы Республики Беларусь?

13. Какие объекты собственности могут находиться только в собственности государства?

14. Какие положения составляют основы социальных отношений?

15. Какими законами регулируются социальные отношения в Республике Беларусь?

16. Что относится к сфере духовно-культурных отношений?

17. Какие правовые акты регулируют духовно-культурные отношения?

18. Какие принципы внешней политики закрепляются в Конституции Республики Беларусь?

ТЕМА 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Понятие и принципы административно-территориального устройства.

2. Понятие и виды административно-территориальных единиц.

3. Населенные пункты Республики Беларусь и их виды.

4. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства.

1. Понятие и принципы административно-территориального устройства

В юридической литературе административно-территориальное устройство страны определяется как «совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций» (см. Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. – Мн., 2002, с. 93).

В данном понятии выделяется две стороны: 1) административное устройство, то есть система органов управления, которая образуется по всей территории страны; 2) территориальное деление, в соответствии с которым территория страны условно разделяется на определенные части. В целях эффективного управления практически в каждой территориальной единице создаются соответствующие органы власти.

Согласно ст.9 Конституции Республики Беларусь, территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

Более детально вопрос об административно-территориальном делении страны регулируется в Законе от 5 мая 1999 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь».

В статье 1 указанного Закона дается определение понятия «административно-территориальное деление Республики Беларусь». Согласно Закону, «административно-территориальное деление Республики Беларусь – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь».

Основными принципами административно-территориального устройства (АТУ) Республики Беларусь являются:

1) сочетание единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;

2) равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц;

3) примерное равенство размеров территорий и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

4) многообразие правовых статусов административно-территориальных единиц и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем развития;

5) сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

6) упрощение и удешевление государственного аппарата, приближение его к населению;

7) гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

2. Понятие и виды административно-территориальных единиц

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь (АТЕ) являются территории, в пространственных пределах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (ст.3 Закона).

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся: области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа при условии, если в них создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный цент, в котором располагаются эти органы.

В Республике Беларусь выделяется три уровня административно-территориальных единиц:

1) территория Республики Беларусь делится на территорию столицы и территорию областей;

2) территория области делится на территории районов и городов областного подчинения;

3) территория района делится на территории городов районного подчинения, сельсоветов и поселков городского типа.

Территория города Минска, областных центров подразделяется на районы, которые не являются самостоятельными административно-территориальными единицами. Для текущего управления, охраны правопорядка, решения социально-культурных и бытовых вопросов в этих районах образованы администрации. По общему правилу, не создаются органы местного самоуправления и управления также в городах районного подчинения и поселках городского типа. Указанные населенные пункты называются территориальными единицами.

Такой же статус имеют территории специального режима использования: заповедники; национальные парки; заказники; военные полигоны; аэродромы и др.

В Республике Беларусь 6 областей, 118 районов, 1455 сельсоветов. Средняя численность населения района (без Минска и городов областного подчинения) составляет примерно 68 тыс. человек. В 26 районах проживает менее 30 тыс., а в 13 – менее 20 тыс.

По данным на 1 января 2005 г. численность работников исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах составляли: В Брестской области – 3500, Витебской – 3 504, Гродненской – 3 356, Гомельской - - 3638, Могилевской – 3 446, Минской – 4 257, итого - 23 282 штатные единицы. На одного служащего госаппарата в среднем по республике приходится 427 человек.

По данным Министерства статистики, на 1 января 2005 г. общая численность работников органов управления составляла 65,2 тыс. человек, из них госслужащими являлись 52,7 тыс. К этим цифрам надо добавить служащих, МВД. КГБ, Министерства обороны, МЧС, Государственного комитета пограничных войск и Государственного таможенного комитета (около 240 тыс. человек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: