Виды производительности СДМ

Производительность строительно-дорожной машины- количество продукции, производимое машиной в единицу времени.

Характер работы СДМ влияет на их производительность:

       
   


Различают три вида производительности:

- конструктивную (расчетную);

- техническую;

- эксплуатационную.

5.1 Конструктивная производительностьК)

- заложена конструкцией машины и служит одним из показателей совершенства этой конструкции (в процессе проектирования машины позволяет выбирать наилучшие варианты технических решений).

а) для машин цикличного действия

Пк = 60 q·n3/ч)

где q - вместимость ковша, м3;

n - число циклов в единицу времени (мин) при расчетных условиях;

б) для машин непрерывного действия

- перемещение груза непрерывным потоком:

 
 


где ω - площадь вырезаемой стружки, иначе - расчетное поперечное сечение потока продукции, м2;

vр - рабочая скорость машины (потока продукции), км/ч.

- при перемещении штучных грузов и материалов отдельными порциями, т/ч:

Пк = 3600m·vр/l

или или

l
l
Пк = 3600V·vр·p/l

где m – масса груза, т;

vр - рабочая скорость машины (потока продукции), м/с.;

l - среднее расстояние между центрами грузов (порций);

V - объем материала в одной порции, м3;

р — плотность материала (см. далее),т/м³.

При расчете конструктивной производительности не учитываются условия производства работ и перерывы (простои) в работе машины - технологические (связанные с технологией производства работ), организационные (связанные с организацией работ), связанные с метеорологическими условиями и случайные.

Конструктивную производительность используют в основном для предварительного сравнения вариантов проектируемых машин, предназначенных для выполнения одного и того же технологического процесса.

Эта производительность является исходной для расчета производительности машин в реальных условиях эксплуатации.

5.2 Техническая производительностьТ)

- максимально возможная производительность машины в реальных условиях, отражающая возможности машины реализовать заложенные технические данные без учета:

- перерывов на техническое обслуживание,

- ремонта,

- технологические простои и простои по организационным причинам.

(характеризует резервы использования отдельных видов машин и машинного парка).

а) для машин цикличного действия

ПТ = 60 ·q· kн · n /kp,

где q –объем ковша, м3;
kн – коэффициент наполнения ковша - отношение объема разрыхленного грунта, набранного в ковш, к геометрической емкости ковша q;

ПРИМЕР: к оэффициент наполнения ковша kн одноковшовых экскаваторов

       
   
 
 


n – число циклов в минуту в конкретных условиях;

kp – коэффициент разрыхления грунта;

Показатели плотности р, а также коэффициент разрыхления грунтов kp по категориям приведена в таблице:

Наименование грунта Категория грунта Плотность грунта р т/м3 Коэффициент разрыхления грунта kp
Песок рыхлый, сухой I 1,2...1,6 1,05...1,15
Песок влажный, супесь, суглинок разрыхленный I 1,4...1,7 1,1...1,25
Суглинок, средний и мелкий гравий, легкая глина II 1,5...1,8 1,2.-1,27
Глина, плотный суглинок III 1,6...1,9 1.2...1.35
Тяжелая глина, сланцы, суглинок с щебнем, гравием, легкий скальный грунт IV 1,9...2,0 1,35...1,5

б) для машин непрерывного действия

где Кнр - коэффициент, учитывающий конкретные условия работы машины

Так, конкретными условиями работы одноковшовых экскаваторов являются категория разрабатываемого грунта, высота (глубина) забоя, требуемый угол поворота рабочего оборудования в плане, условия разгрузки ковша (в отвал или в транспортные средства).

Техническая производительность прямо пропорциональна тяговой

мощности, загрузке рабочего органа и обратно пропорциональна коэффициенту

сопротивления копанию.

Часовая техническая производительность указывается в технической документации машины — паспорте, инструкции по технической эксплуатации.

5.3 Эксплуатационная производительность (Пэ)

- производительность, достигнутая в реальных условиях эксплуатации машин с учетом всех простоев.

 
 


где Кв — коэффициент использования машин по времени в течение смены:

 
 


,

где tпрост — продолжительность всех видов простоев;

tТ - продолжительность простоев на технологическое обслуживание;

tТО - продолжительность простоев на техническое обслуживание;

tРЕМ - продолжительность простоев на все виды ремонта;

tОРГ - продолжительность простоев по организационным причинам и

метеоусловиям.

Эксплуатационная производительность принимается за основу:

- при расчете экономической эффективности новых машин;

- при выборе вариантов механизации.

Виды эксплуатационной производительности:

а) от способа расчета:

- нормативная, которая определяется на основе утвержденных норм выработки;

- планово-расчетная, применяемая для плановых расчетов в проектах производства работ и расчетов экономической эффективности при выборе

вариантов механизации;

- фактическая, зависящая от конструкции машины, выбранной

технологии и организации выполнения механизированных работ, смежных

процессов и строительства в целом.

б) в зависимости от времени и причин простоев машины:

- часовая, рассчитывается на час полезного рабочего времени машины, т.е. без учета перерывов по организационным причинам и метеоусловиям:

 
 


.

- среднечасовая, рассчитывается на час работы с учетом перерывов по организационным причинам и метеоусловиям:

 
 


.

- сменная, определяется по формуле:

 
 


,

где tсм - продолжительность смены, ч.

- годовая рассчитывается на год работы списочной машины:

 
 


,

где - количество часов работы машины на объекте в год:

 
 


где Dр – число рабочих дней в году для данной машины;

kсм — коэффициент сменности, характеризующий отношение среднего

числа работы машины (tср) в сутки к продолжительности смены (tсм):

kсм = tср/ tсм.

Эксплуатационная производительность является главным рабочим параметром, по которому подбирают комплекты машин для комплексной механизации технологически связанных трудоемких процессов в строительстве.
В комплект машин входят согласованно работающие основная (ведущая) и вспомогательные машины, взаимно увязанные по производительности, основным конструктивным параметрам и обеспечивающие заданный темп производства работ.
Эксплуатационная производительность основной машины должна быть равной или несколько меньшей (на 10… 15 %) эксплуатационной производительности вспомогательных машин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: