Организация урока по изобразительному искусству

Урок по изобразительному искусству каждый учитель вправе строить по своему усмотрению. При этом он руководствуется школьной программой, исходит из своеобразия учебного предме­та, учитывает уровень подготовленности учащихся, особенности их изобразительной деятельности и эмоционально-волевой сфе­ры, принимает во внимание имеющееся в школе оборудование.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит в сочетание его компонентов свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от специфики класса, так и от индиви­дуальных черт педагога. Тем не менее для каждого урока прин­ципиально важным является известное единство требований в организации и проведении его. Независимо от вида работы (будь то декоративное рисование, рисование с натуры или на тему) в уроке можно выделить несколько этапов.

1. Организационный этап. Это подготовительная, наиболее короткая по времени часть урока. Дежурные ученики раздают необходимые для работы принадлежности (тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, аква­рельные или гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги для пробы красок и т.п.). Учитель контролирует наличие учеб­ных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, проверяет, чтобы на рабочем месте не было ничего постороннего, не имеющего отношения к уроку рисования.

В организационной части урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые бу­дут рисовать учащиеся, располагаются на специальных столи­ках-подставках или крепятся к доске. Небольшие по размерам предметы, служащие объектами для изображения (раздаточный материал), рекомендуется раздавать непосредственно перед на­чалом рассматривания и изучения их, чтобы учащиеся не отвле­кались.

2. Вводная беседа. Во вводной беседе учитель сооб­щает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы, знакомит учащихся с объектом изображения и его назначением. Школьники определяют материал, из которого сделан предмет. Далее учитель рассказывает, чему они будут учиться на этом уроке, объясняет, какое практическое значение имеет предла­гаемое задание и где можно использовать выполненный рисунок.

Чтобы заинтересовать учащихся предстоящей работой, вы­звать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисо­вания, учитель показывает лучшие рисунки, выполненные уче­никами параллельного класса, или аналогичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда шко­лы (класса). Кроме того, в соответствии с темой урока демон­стрируются печатные таблицы изображаемых предметов, репро­дукции картин художников, иллюстрации из книг и журналов, плакаты и открытки, читаются отрывки из литературных произведений, отдельные строки из стихотворений, песен, загадки.

Не следует начинать каждый урок одними и теми же сло­вами: «Сегодня вы будете рисовать...» и т.д. Такое однообразие, снижая восприимчивость учащихся, уменьшает интерес к заня­тиям.

В младших классах интерес к работе можно вызвать, внеся в рассматривание предмета элементы занимательности, игры: шутливый разговор со снеговиком как с живым существом, не­ожиданное появление персонажа русской сказки Колобка, пою­щего песенку, и т.п.

3. Анализ объекта изображения (натуры или образца). На этом этапе урока проводится всестороннее рас­сматривание, разбор и изучение образца или предмета, который учащиеся будут рисовать. Такой анализ, как правило, должны проводить сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учите­лем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, не побуж­дая учащихся отвечать на вопросы, не активизируя их умствен­ную деятельность, то утрачивается смысл, значимость проводи­мой работы.

Рассматривая предмет (образец), учащиеся определяют его характерное строение, выясняют основную форму (круг, квад­рат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр; длинный и узкий, низкий и широкий и т.п.). Далее уточняются пропорции и сравнительная величина частей предмета (большой, маленький, больше, меньше, длиннее, короне), расположение деталей предмета (образца) по отношению друг к другу (сле­ва, справа, вверху, внизу, выше, ниже), их цвет и распределение светотени на поверхности формы.

В ходе беседы необходимо вызывать учеников, чтобы они по­вторяли и показывали то, о чем говорится при рассматривании натуры (образца).

4. Определение последовательности выполне­ния рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом устанавливается порядок выполнения работы: с чего надо начинать рисунок, как его продолжать, каковы эта­пы построения.

Для того чтобы изобразительная деятельность носила целе­направленный характер и учащиеся не отклонялись от конеч­ной цели, необходимо весь процесс построения рисунка расчле­нить на ряд этапов. Последовательный ход построения рисунка сопровождается подробными объяснениями и указаниями учи­теля. После объяснения, как правило, меловой рисунок стирает­ся, и учащиеся соблюдают указанную последовательность по памяти. В некоторых же случаях ученики рисуют как бы под диктовку учителя, выполняя своеобразный зрительный дик­тант. Такой прием показа последовательности рисования следует применять в том случае, если эта последовательность относи­тельно сложна и без помощи учителя дети не справятся с зада­нием.

5. Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно предшествует практической работе учащихся. Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги (если высота изображаемого предмета больше, чем ширина, лист кладется вертикально, если же ширина предмета больше, чем высота, лист следует положить горизонтально). Ученики получают конкретные указания по композиции: где и как рас­положить отдельные элементы рисунка, что нарисовать на пер­вом плане, что на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, на­поминая учащимся о том, что дальние предметы изображаются мельче, а близкие – крупнее.

Для того чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бумаги (многие школьники рисуют очень мелко), реко­мендуется показывать образец, которому должны следовать учащиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом этапе урока учитель также показывает и поясняет приемы и способы выполнения рисунка, дает рекомендации по технике работы карандашами и красками.

6. Работа учащихся над рисунком и руковод­ство процессом изобразительной деятельно­сти. После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к рисованию, однако процессом изобразительной деятельности школьников руководит учитель: он привлекает внимание детей к объекту изображения, предлагает сравнить свой рисунок с натурой или образцом, эле­менты рисунка между собой, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наво­дящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за пра­вильным выполнением последовательности построения рисунка, за соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим он показывает приемы изображения отдельных деталей рисунка (на отдельном листе, а не на рисунке ученика), исправляет ошибки в детских работах и т.д.

Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения задания. В этом случае, не привлекая внимания учащихся клас­са, следует принять все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния, заинтересо­вать, пробудить активность и включить в учебный процесс.

7. Подведение итогов работы. Это, как правило, заключительная часть урока, на которой закрепляется новый материал, подводятся результаты детского творчества. Подведе­ние итогов работы проходит в форме развернутого анализа рисунков учащихся. Рисунки анализируются с точки зрения тех задач, которые были поставлены учителем в начале урока.

Во всех случаях отмечается цветовая сторона работ.

В ходе просмотра рисунков оценку им дают и ученики и учи­тель.

Примечание. Учащиеся первого – четвертого классов заданий по рисованию на дом не получают.

В зависимости от содержания урока продолжительность каждого этапа может быть различной. В одних случаях, как например в рисовании с натуры, большое место отводится ана­лизу изображаемого, предмета, в других, например в тематиче­ском рисовании, – выбору сюжета, определению объектов изоб­ражения, композиции рисунка. Тем не менее, больше всего вре­мени должно уделяться самостоятельной работе учащихся над рисунком.

Оборудование уроков

Продуманное использование учебного оборудования оказывает значительное влияние на правильную, целенаправленную организацию деятельности учащихся, способствует более быст­рому развитию у них умений и навыков, во многом помогает исключить нарушения дисциплины со стороны двигательно рас­торможенных и легковозбудимых детей, улучшает работоспособность и благоприятствует активизации заторможенных школьников.

Вдумчивый подход к вопросам обеспечения уроков соответст­вующим оборудованием, пособиями и материалами, создание наиболее благоприятных условий для работы помогают достичь хороших результатов в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Правильно оснащенный урок рисования включает материалы для учащихся, материалы для учителя, классное оборудование для проведения занятий.

Материалы для учащихся. Основные материалы, которыми пользуются школьники на уроках рисования, – это графитные и цветные карандаши, бумага, акварельные и гуашевые краски, резинки. Подбор и качество их имеют немаловажное значение и оказывают большое влияние, как на результаты изобразитель­ной деятельности, так и на организацию педагогического про­цесса.

Выполненные хорошо подобранными материалами рисунки выглядят ярко, красочно, выразительно и всегда радуют уча­щихся. Кроме того, высококачественными материалами легко работать, а это чрезвычайно важно для занятий с учениками школы восьмого вида, ибо низкое качество карандашей и бумаги, плохие краски и кисти нередко раздражают детей, вы­зывают нежелательные реакции, отрицательно влияют на дис­циплину класса, резко снижая коррекционно-воспитательное значение уроков изобразительного искусства.

Приступая к подготовке материалов, надо, прежде всего, решить, на какой бумаге должны рисовать дети. Можно реко­мендовать, чтобы первоклассники в первой четверти учебного года рисовали в тетрадях в клетку (ученическая тетрадь раз­резается пополам), а затем в тетрадях без линеек формата 150X200 мм. В таких же тетрадях должны рисовать и ученики второго класса. В тетради небольшого размера дети лучше ориентируются, листы не загибают и не пачкают, более акку­ратно и без лишней затраты энергии выполняют работу. Уча­щиеся третьего-четвертого классов рисуют в тетрадях с не­большим количеством листов формата 210X300 мм. Бумага в них должна быть плотной, белой, слегка шероховатой.

Использовать альбомы, в которых 40 – 50 листов, нецеле­сообразно, так как в них одна и та же работа зачастую выпол­няется на нескольких страницах: достаточно ученику неверно провести какую-нибудь линию, как он начинает рисовать на новом листе, зная, что их в альбоме много. Некоторые же уче­ники вырывают листы с неправильно начатым рисунком. Нали­чие тетрадей, а не отдельных листов значительно облегчает работу по педагогическому изучению учащихся, дает возмож­ность лучше следить за их развитием в процессе изобразитель­ной деятельности.

Кроме тетрадей, целесообразно иметь цветную бумагу раз­ного формата, чтобы рисовать на ней гуашевыми красками.

Графитные карандаши, которыми обычно выполняется кон­турный рисунок, должны быть достаточно мягкими.

При выборе цветных карандашей необходимо руководство­ваться следующим: для первого – второго классов нужны на­боры в 6 карандашей; большее число цветов вызывает у уча­щихся затруднения в усвоении названий и задерживает раз­витие умения дифференцировать их; учащиеся третьего – четвертого классов используют наборы в 12 карандашей, они знакомятся не только с основными цветами, но и с их оттенка­ми, учатся сознательно использовать в рисунках промежуточ­ные цвета.

Цветные карандаши независимо от названия должны быть мягкими (от 2М до 6М); твердые карандаши врезаются в бу­магу, ими трудно работать. Важно, чтобы коробка целиком выдвигалась из покрышки и карандаши лежали в один ряд, в этом случае ученики могут видеть их полностью и брать одной рукой; следует считать непригодной упаковку с узким откиды­вающимся клапаном, который через некоторое время отрывается и карандаши падают из коробки. Длина новых карандашей должна быть 18 см; короткие карандаши быстро стачиваются, и ими неудобно рисовать.

При подготовке к уроку графитные и цветные карандаши загачиваются (на 20 – 25 мм) для каждого ребенка. Кроме того, надо всегда иметь несколько штук в запасе. Сломанные в про­цессе работы карандаши должны тут же заменяться. Учителю необходимо иметь безопасные точилки и приучать детей само­стоятельно чинить карандаши на уроках ручного труда. Зату­пившийся стержень можно затачивать также на мелкозернистой наждачной бумаге, наклеенной (или прикрепленной кнопками) на дощечку или картон.

Начиная с четвертого класса достаточное место в рисовании занимают акварельные и гуашевые краски. У каждого ученика должен быть набор тонкотертых акварельных красок в желез­ных или фарфоровых чашечках. Коробки с красками могут быть металлическими, деревянными, картонными, однако упаковка не имеет особого значения. При выборе красок следует обратить внимание на то, чтобы они хорошо растворялись.Надо подчеркнуть, что совершенно непригодны для работы акварель­ные краски в плитках или брикетах. Неудобно пользоваться и красками в тюбиках. Каждую краску надо приклеить к дну ко­робки, чтобы они не высыпались из нее.

Гуашевые художественные краски должны найти в школе восьмого вида более широкое применение. Будучи изготовленными с примесью белил и клея, они ложатся на бумагу плотным кроющим слоем без переливов. Если акварелью мож­но работать только на белой бумаге, то гуашью – и на белой, и на цветной. Гуашь перекрывает любой цвет и дает сразу на­сыщенный тон. Поэтому все начальные упражнения красками лучше начинать гуашью. Этими же красками целесообразно выполнять рисунки декоративного характера, где изображения в основном плоскостные, а цвет передается условно.

Гуашь выпускается наборами в 12 цветов. На каждой парте необходимо иметь по одному набору.

Перед началом урока каждый ученик получает лист плотной бумаги для пробы красок (это могут быть обрезки из картонаж­ной мастерской).

Для стирания карандаша и исправления в рисунке ошибок применяются мягкие резинки, так как твердые (чернильные) размазывают карандаш и портят бумагу. Чтобы было удобнее стирать, резинку разрезают на две части по диагонали.

Материалы для учителя. При подготовке к урокам учителю приходится делать много наглядных пособий. Для их изготов­ления нужны соответствующие материалы. К ним, прежде всего, относятся гуашь плакатная (набор 12 цветов), акварельные краски, тушь черная, карандаши графитные (Т, ТМ, 2М) и цветные («Искусство»), кисти круглые мягкие (№ 12 – 20), флейц, резинки для стирания карандаша, перья плакатные плоские, бумага рисовальная и цветная, картон прессшпан переплетный, клей.

Помимо этих материалов, учитель должен иметь следующее оборудование: метр деревянный или рейсшину длиной 100 см, линейку длиной 60 см, циркуль деревянный классный, угольник деревянный классный (45°); угольник деревянный классный (30 и 60°), угольник пластмассовый (30 и 60°), готовальню, ножницы, нож для резания бумаги и картона.

Для показа приемов рисования необходимо иметь уголь худо­жественный (палочками), сангину коричневую, мелки цветные, кисти круглые, мягкие (№ 15 – 20).

Классное оборудование для проведения занятий. Объекты для рисования с натуры (модели, детские игрушки, муляжи, строительные конструкторы), а также образцы работ, таблицы, схемы и т. п. должны быть размещены

в классе так, чтобы каждый ученик хорошо видел их со своего места. Для этого необходимы столики-подставки, на которых устанавливают (прикрепляют) натуру или образец. Конструкция этого при­способления может быть различной, однако основной частью его является стойка, по которой перемещается вверх и вниз столик с прибитой к нему вертикальной стенкой. Его легко сделать, использовав классные счеты, устанавливаемые на полу. Надо только прикрепить к стойкам соединенные под прямым углом два щитка (рис. 19).

В зависимости от задачи урока модель устанавлива­ется на столике на уровне зрения или ниже уровня зре­ния учащихся. Вертикаль­ная стенка, которую можно драпировать, служит обыч­но фоном для натуры. При необходимости к ней можно прикрепить образец, картин­ку, детский рисунок и т.п. Столики-подставки разме­щают, как правило, между рядами парт. Применение их позволяет избежать громозд­ких сооружений из ящиков, стульев и пр., к которым учителя иногда вынуждены прибегать на уроках изобра­зительного искусства.

Классные тетради по ри­сованию, так же как и дру­гие материалы, находятся у учителя в шкафу в специаль­ной папке и на дом не вы­даются.

Для лучшей организации работы полезно использовать спе­циальный ящик для хранения материалов и инструмента. Каж­дое отделение ящика имеет свое назначение (рис. 20).

Рис. 20

Для рисования красками применяются круглые мягкие ки­сти – хорьковые, беличьи, колонковые – № 8 – 12. Нельзя допускать, чтобы учащиеся рисовали плоскими щетинными кис­тями. Для промывания кистей в процессе работы лучше использовать широкие кружки из полиэтилена. Такая посуда вполне устойчива и вмещает достаточное количество воды, что позво­ляет не менять ее в течение урока.

Для фронтальной работы необходимо иметь геометрические фигуры следующих размеров: круг диаметром 30 см, квадрат со стороной 30 см, прямоугольник размером 45X30 см, тре­угольник разносторонний со стороной 35 см, треугольник равно­бедренный с основанием 20 и высотой 30 см, овал с осевыми линиями 45 и 30 см. Кроме плоских фигур, для занятий нужны геометрические тела: куб, цилиндр, параллелепипед, конус, шар.

Кроме этого оборудования, в педагогическом кабинете школы должны быть:

предметы для рисования с натуры в соответствии с учебной программой (муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод; гербарии из листьев несложной формы; коллекции бабочек, стрекоз, жу­ков; чучела животных и птиц; строительные конструкторы; раз­личные детские игрушки и т. д.);

образцы народного декоративного искусства (расписные иг­рушки, деревянная и керамическая посуда, кусочки ткани с узорами, образцы вышивок и т.п.);

рисунки с образцами узоров в полосе, квадрате, круге;

репродукции картин для проведения бесед об изобразитель­ном искусстве (в соответствии с учебной программой);

всевозможные таблицы, рисунки, открытки, плакаты, фото­графии и т.п.

Чтобы легче организовать просмотр детских рисунков в каж­дом классе, следует иметь стенд, на котором одновременно можно выставить рисунки всех учащихся. Его можно изготовить в виде щита с тонкими рейками, расположив их горизонтально так, чтобы между ними помещался рисунок. Общая длина реек должна быть не менее 6 м. Параллельно рейкам натягиваются капроновые нити (леска), которые поддерживают рисунки. Стенд делается переносным и стационарным, занимая в классе один из простенков. После просмотра рисунков на стенде можно оставить лучшие. Это служит дополнительным стимулом к за­нятиям изобразительной деятельностью.

Вопросы и задания

1.В чем сущность коррекционной направленности обучения на уроках рисования?

2. Какова структура урока рисования в школе восьмого вида?

3. Каковы основные этапы работы на уроке рисования в школе восьмого вида?

4. Почему необходима «дробная» структура урока рисования в условиях специального обучения?

5. Провести анализ и самоанализ различных типов уроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: