Урок по изобразительному искусству каждый учитель вправе строить по своему усмотрению. При этом он руководствуется школьной программой, исходит из своеобразия учебного предмета, учитывает уровень подготовленности учащихся, особенности их изобразительной деятельности и эмоционально-волевой сферы, принимает во внимание имеющееся в школе оборудование.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит в сочетание его компонентов свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от специфики класса, так и от индивидуальных черт педагога. Тем не менее для каждого урока принципиально важным является известное единство требований в организации и проведении его. Независимо от вида работы (будь то декоративное рисование, рисование с натуры или на тему) в уроке можно выделить несколько этапов.
1. Организационный этап. Это подготовительная, наиболее короткая по времени часть урока. Дежурные ученики раздают необходимые для работы принадлежности (тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные или гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги для пробы красок и т.п.). Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, проверяет, чтобы на рабочем месте не было ничего постороннего, не имеющего отношения к уроку рисования.
В организационной части урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые будут рисовать учащиеся, располагаются на специальных столиках-подставках или крепятся к доске. Небольшие по размерам предметы, служащие объектами для изображения (раздаточный материал), рекомендуется раздавать непосредственно перед началом рассматривания и изучения их, чтобы учащиеся не отвлекались.
2. Вводная беседа. Во вводной беседе учитель сообщает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы, знакомит учащихся с объектом изображения и его назначением. Школьники определяют материал, из которого сделан предмет. Далее учитель рассказывает, чему они будут учиться на этом уроке, объясняет, какое практическое значение имеет предлагаемое задание и где можно использовать выполненный рисунок.
Чтобы заинтересовать учащихся предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования, учитель показывает лучшие рисунки, выполненные учениками параллельного класса, или аналогичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса). Кроме того, в соответствии с темой урока демонстрируются печатные таблицы изображаемых предметов, репродукции картин художников, иллюстрации из книг и журналов, плакаты и открытки, читаются отрывки из литературных произведений, отдельные строки из стихотворений, песен, загадки.
Не следует начинать каждый урок одними и теми же словами: «Сегодня вы будете рисовать...» и т.д. Такое однообразие, снижая восприимчивость учащихся, уменьшает интерес к занятиям.
В младших классах интерес к работе можно вызвать, внеся в рассматривание предмета элементы занимательности, игры: шутливый разговор со снеговиком как с живым существом, неожиданное появление персонажа русской сказки Колобка, поющего песенку, и т.п.
3. Анализ объекта изображения (натуры или образца). На этом этапе урока проводится всестороннее рассматривание, разбор и изучение образца или предмета, который учащиеся будут рисовать. Такой анализ, как правило, должны проводить сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, не побуждая учащихся отвечать на вопросы, не активизируя их умственную деятельность, то утрачивается смысл, значимость проводимой работы.
Рассматривая предмет (образец), учащиеся определяют его характерное строение, выясняют основную форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр; длинный и узкий, низкий и широкий и т.п.). Далее уточняются пропорции и сравнительная величина частей предмета (большой, маленький, больше, меньше, длиннее, короне), расположение деталей предмета (образца) по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, выше, ниже), их цвет и распределение светотени на поверхности формы.
В ходе беседы необходимо вызывать учеников, чтобы они повторяли и показывали то, о чем говорится при рассматривании натуры (образца).
4. Определение последовательности выполнения рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом устанавливается порядок выполнения работы: с чего надо начинать рисунок, как его продолжать, каковы этапы построения.
Для того чтобы изобразительная деятельность носила целенаправленный характер и учащиеся не отклонялись от конечной цели, необходимо весь процесс построения рисунка расчленить на ряд этапов. Последовательный ход построения рисунка сопровождается подробными объяснениями и указаниями учителя. После объяснения, как правило, меловой рисунок стирается, и учащиеся соблюдают указанную последовательность по памяти. В некоторых же случаях ученики рисуют как бы под диктовку учителя, выполняя своеобразный зрительный диктант. Такой прием показа последовательности рисования следует применять в том случае, если эта последовательность относительно сложна и без помощи учителя дети не справятся с заданием.
5. Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно предшествует практической работе учащихся. Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги (если высота изображаемого предмета больше, чем ширина, лист кладется вертикально, если же ширина предмета больше, чем высота, лист следует положить горизонтально). Ученики получают конкретные указания по композиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, что нарисовать на первом плане, что на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что дальние предметы изображаются мельче, а близкие – крупнее.
Для того чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бумаги (многие школьники рисуют очень мелко), рекомендуется показывать образец, которому должны следовать учащиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом этапе урока учитель также показывает и поясняет приемы и способы выполнения рисунка, дает рекомендации по технике работы карандашами и красками.
6. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к рисованию, однако процессом изобразительной деятельности школьников руководит учитель: он привлекает внимание детей к объекту изображения, предлагает сравнить свой рисунок с натурой или образцом, элементы рисунка между собой, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.
Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности построения рисунка, за соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим он показывает приемы изображения отдельных деталей рисунка (на отдельном листе, а не на рисунке ученика), исправляет ошибки в детских работах и т.д.
Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения задания. В этом случае, не привлекая внимания учащихся класса, следует принять все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния, заинтересовать, пробудить активность и включить в учебный процесс.
7. Подведение итогов работы. Это, как правило, заключительная часть урока, на которой закрепляется новый материал, подводятся результаты детского творчества. Подведение итогов работы проходит в форме развернутого анализа рисунков учащихся. Рисунки анализируются с точки зрения тех задач, которые были поставлены учителем в начале урока.
Во всех случаях отмечается цветовая сторона работ.
В ходе просмотра рисунков оценку им дают и ученики и учитель.
Примечание. Учащиеся первого – четвертого классов заданий по рисованию на дом не получают.
В зависимости от содержания урока продолжительность каждого этапа может быть различной. В одних случаях, как например в рисовании с натуры, большое место отводится анализу изображаемого, предмета, в других, например в тематическом рисовании, – выбору сюжета, определению объектов изображения, композиции рисунка. Тем не менее, больше всего времени должно уделяться самостоятельной работе учащихся над рисунком.
Оборудование уроков
Продуманное использование учебного оборудования оказывает значительное влияние на правильную, целенаправленную организацию деятельности учащихся, способствует более быстрому развитию у них умений и навыков, во многом помогает исключить нарушения дисциплины со стороны двигательно расторможенных и легковозбудимых детей, улучшает работоспособность и благоприятствует активизации заторможенных школьников.
Вдумчивый подход к вопросам обеспечения уроков соответствующим оборудованием, пособиями и материалами, создание наиболее благоприятных условий для работы помогают достичь хороших результатов в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Правильно оснащенный урок рисования включает материалы для учащихся, материалы для учителя, классное оборудование для проведения занятий.
Материалы для учащихся. Основные материалы, которыми пользуются школьники на уроках рисования, – это графитные и цветные карандаши, бумага, акварельные и гуашевые краски, резинки. Подбор и качество их имеют немаловажное значение и оказывают большое влияние, как на результаты изобразительной деятельности, так и на организацию педагогического процесса.
Выполненные хорошо подобранными материалами рисунки выглядят ярко, красочно, выразительно и всегда радуют учащихся. Кроме того, высококачественными материалами легко работать, а это чрезвычайно важно для занятий с учениками школы восьмого вида, ибо низкое качество карандашей и бумаги, плохие краски и кисти нередко раздражают детей, вызывают нежелательные реакции, отрицательно влияют на дисциплину класса, резко снижая коррекционно-воспитательное значение уроков изобразительного искусства.
Приступая к подготовке материалов, надо, прежде всего, решить, на какой бумаге должны рисовать дети. Можно рекомендовать, чтобы первоклассники в первой четверти учебного года рисовали в тетрадях в клетку (ученическая тетрадь разрезается пополам), а затем в тетрадях без линеек формата 150X200 мм. В таких же тетрадях должны рисовать и ученики второго класса. В тетради небольшого размера дети лучше ориентируются, листы не загибают и не пачкают, более аккуратно и без лишней затраты энергии выполняют работу. Учащиеся третьего-четвертого классов рисуют в тетрадях с небольшим количеством листов формата 210X300 мм. Бумага в них должна быть плотной, белой, слегка шероховатой.
Использовать альбомы, в которых 40 – 50 листов, нецелесообразно, так как в них одна и та же работа зачастую выполняется на нескольких страницах: достаточно ученику неверно провести какую-нибудь линию, как он начинает рисовать на новом листе, зная, что их в альбоме много. Некоторые же ученики вырывают листы с неправильно начатым рисунком. Наличие тетрадей, а не отдельных листов значительно облегчает работу по педагогическому изучению учащихся, дает возможность лучше следить за их развитием в процессе изобразительной деятельности.
Кроме тетрадей, целесообразно иметь цветную бумагу разного формата, чтобы рисовать на ней гуашевыми красками.
Графитные карандаши, которыми обычно выполняется контурный рисунок, должны быть достаточно мягкими.
При выборе цветных карандашей необходимо руководствоваться следующим: для первого – второго классов нужны наборы в 6 карандашей; большее число цветов вызывает у учащихся затруднения в усвоении названий и задерживает развитие умения дифференцировать их; учащиеся третьего – четвертого классов используют наборы в 12 карандашей, они знакомятся не только с основными цветами, но и с их оттенками, учатся сознательно использовать в рисунках промежуточные цвета.
Цветные карандаши независимо от названия должны быть мягкими (от 2М до 6М); твердые карандаши врезаются в бумагу, ими трудно работать. Важно, чтобы коробка целиком выдвигалась из покрышки и карандаши лежали в один ряд, в этом случае ученики могут видеть их полностью и брать одной рукой; следует считать непригодной упаковку с узким откидывающимся клапаном, который через некоторое время отрывается и карандаши падают из коробки. Длина новых карандашей должна быть 18 см; короткие карандаши быстро стачиваются, и ими неудобно рисовать.
При подготовке к уроку графитные и цветные карандаши загачиваются (на 20 – 25 мм) для каждого ребенка. Кроме того, надо всегда иметь несколько штук в запасе. Сломанные в процессе работы карандаши должны тут же заменяться. Учителю необходимо иметь безопасные точилки и приучать детей самостоятельно чинить карандаши на уроках ручного труда. Затупившийся стержень можно затачивать также на мелкозернистой наждачной бумаге, наклеенной (или прикрепленной кнопками) на дощечку или картон.
Начиная с четвертого класса достаточное место в рисовании занимают акварельные и гуашевые краски. У каждого ученика должен быть набор тонкотертых акварельных красок в железных или фарфоровых чашечках. Коробки с красками могут быть металлическими, деревянными, картонными, однако упаковка не имеет особого значения. При выборе красок следует обратить внимание на то, чтобы они хорошо растворялись.Надо подчеркнуть, что совершенно непригодны для работы акварельные краски в плитках или брикетах. Неудобно пользоваться и красками в тюбиках. Каждую краску надо приклеить к дну коробки, чтобы они не высыпались из нее.
Гуашевые художественные краски должны найти в школе восьмого вида более широкое применение. Будучи изготовленными с примесью белил и клея, они ложатся на бумагу плотным кроющим слоем без переливов. Если акварелью можно работать только на белой бумаге, то гуашью – и на белой, и на цветной. Гуашь перекрывает любой цвет и дает сразу насыщенный тон. Поэтому все начальные упражнения красками лучше начинать гуашью. Этими же красками целесообразно выполнять рисунки декоративного характера, где изображения в основном плоскостные, а цвет передается условно.
Гуашь выпускается наборами в 12 цветов. На каждой парте необходимо иметь по одному набору.
Перед началом урока каждый ученик получает лист плотной бумаги для пробы красок (это могут быть обрезки из картонажной мастерской).
Для стирания карандаша и исправления в рисунке ошибок применяются мягкие резинки, так как твердые (чернильные) размазывают карандаш и портят бумагу. Чтобы было удобнее стирать, резинку разрезают на две части по диагонали.
Материалы для учителя. При подготовке к урокам учителю приходится делать много наглядных пособий. Для их изготовления нужны соответствующие материалы. К ним, прежде всего, относятся гуашь плакатная (набор 12 цветов), акварельные краски, тушь черная, карандаши графитные (Т, ТМ, 2М) и цветные («Искусство»), кисти круглые мягкие (№ 12 – 20), флейц, резинки для стирания карандаша, перья плакатные плоские, бумага рисовальная и цветная, картон прессшпан переплетный, клей.
Помимо этих материалов, учитель должен иметь следующее оборудование: метр деревянный или рейсшину длиной 100 см, линейку длиной 60 см, циркуль деревянный классный, угольник деревянный классный (45°); угольник деревянный классный (30 и 60°), угольник пластмассовый (30 и 60°), готовальню, ножницы, нож для резания бумаги и картона.
Для показа приемов рисования необходимо иметь уголь художественный (палочками), сангину коричневую, мелки цветные, кисти круглые, мягкие (№ 15 – 20).
Классное оборудование для проведения занятий. Объекты для рисования с натуры (модели, детские игрушки, муляжи, строительные конструкторы), а также образцы работ, таблицы, схемы и т. п. должны быть размещены
в классе так, чтобы каждый ученик хорошо видел их со своего места. Для этого необходимы столики-подставки, на которых устанавливают (прикрепляют) натуру или образец. Конструкция этого приспособления может быть различной, однако основной частью его является стойка, по которой перемещается вверх и вниз столик с прибитой к нему вертикальной стенкой. Его легко сделать, использовав классные счеты, устанавливаемые на полу. Надо только прикрепить к стойкам соединенные под прямым углом два щитка (рис. 19).
В зависимости от задачи урока модель устанавливается на столике на уровне зрения или ниже уровня зрения учащихся. Вертикальная стенка, которую можно драпировать, служит обычно фоном для натуры. При необходимости к ней можно прикрепить образец, картинку, детский рисунок и т.п. Столики-подставки размещают, как правило, между рядами парт. Применение их позволяет избежать громоздких сооружений из ящиков, стульев и пр., к которым учителя иногда вынуждены прибегать на уроках изобразительного искусства.
Классные тетради по рисованию, так же как и другие материалы, находятся у учителя в шкафу в специальной папке и на дом не выдаются.
Для лучшей организации работы полезно использовать специальный ящик для хранения материалов и инструмента. Каждое отделение ящика имеет свое назначение (рис. 20).
Рис. 20
Для рисования красками применяются круглые мягкие кисти – хорьковые, беличьи, колонковые – № 8 – 12. Нельзя допускать, чтобы учащиеся рисовали плоскими щетинными кистями. Для промывания кистей в процессе работы лучше использовать широкие кружки из полиэтилена. Такая посуда вполне устойчива и вмещает достаточное количество воды, что позволяет не менять ее в течение урока.
Для фронтальной работы необходимо иметь геометрические фигуры следующих размеров: круг диаметром 30 см, квадрат со стороной 30 см, прямоугольник размером 45X30 см, треугольник разносторонний со стороной 35 см, треугольник равнобедренный с основанием 20 и высотой 30 см, овал с осевыми линиями 45 и 30 см. Кроме плоских фигур, для занятий нужны геометрические тела: куб, цилиндр, параллелепипед, конус, шар.
Кроме этого оборудования, в педагогическом кабинете школы должны быть:
предметы для рисования с натуры в соответствии с учебной программой (муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод; гербарии из листьев несложной формы; коллекции бабочек, стрекоз, жуков; чучела животных и птиц; строительные конструкторы; различные детские игрушки и т. д.);
образцы народного декоративного искусства (расписные игрушки, деревянная и керамическая посуда, кусочки ткани с узорами, образцы вышивок и т.п.);
рисунки с образцами узоров в полосе, квадрате, круге;
репродукции картин для проведения бесед об изобразительном искусстве (в соответствии с учебной программой);
всевозможные таблицы, рисунки, открытки, плакаты, фотографии и т.п.
Чтобы легче организовать просмотр детских рисунков в каждом классе, следует иметь стенд, на котором одновременно можно выставить рисунки всех учащихся. Его можно изготовить в виде щита с тонкими рейками, расположив их горизонтально так, чтобы между ними помещался рисунок. Общая длина реек должна быть не менее 6 м. Параллельно рейкам натягиваются капроновые нити (леска), которые поддерживают рисунки. Стенд делается переносным и стационарным, занимая в классе один из простенков. После просмотра рисунков на стенде можно оставить лучшие. Это служит дополнительным стимулом к занятиям изобразительной деятельностью.
Вопросы и задания
1.В чем сущность коррекционной направленности обучения на уроках рисования?
2. Какова структура урока рисования в школе восьмого вида?
3. Каковы основные этапы работы на уроке рисования в школе восьмого вида?
4. Почему необходима «дробная» структура урока рисования в условиях специального обучения?
5. Провести анализ и самоанализ различных типов уроков.