Изобразительное искусство

Сборник текстов

«Смысловое чтение на уроках предметов

Эстетического цикла и технологии»

Г. Нарьян-Мар

Составитель сборника: Ульяновская Н.Д., методист ГБУ НАО «НРЦРО».

 

Над составлением сборника трудилась творческая группа:

- Артеева Н.Н., учитель технологии ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки»;

- Краева Н.Г., учитель ИЗО, черчения и МХК ГБОУ НАО «НСШ им. А. П.

Пырерки»;

- Саклакова Е. В., учитель музыки ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки»;

- Торопова А.Н., учитель технологии ГБОУ НАО «Средняя школа № 1»;

- Ульяновская Н.Д., методист ГБУ НАО «НРЦРО».

 

В данном пособии представлены тексты с творческими заданиями по изобразительному искусству, музыки и технологии (обслуживающий труд). Материал представлен по разделам программ перечисленных выше предметов.

Предназначено учителям изобразительного искусства, музыки и технологии, может быть полезно учащимся.

 

 

Рецензенты:

- И. Л. Паршукова, декан факультета дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук;

- Т. Б. Шило, декан кафедры начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук.

 

Введение

Сборник «Смысловое чтение на уроках предметов эстетического цикла и технологии» составлен на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, к структуре образовательной программы, к условиям реализации образовательной программы основного общего образования.

Идея создания сборника возникла в процессе работы творческой группы по работе по смысловому чтению на уроках предметов эстетического цикла. Исследования, проводимые членами творческой группы, показали, что дети очень слабо владеют умениями и навыками работы по данной проблеме. Одних уроков русского языка и литературы для их развития недостаточно. Педагоги в течение года разрабатывали приемы работы с текстами на своих предметных областях. Повторное исследование показало, что результат улучшился. Тогда возникла идея написания такого сборника.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в деятельности и общении. Понятие грамотности чтения включает в себя такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации. Грамотность чтения – способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них; к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание обучающимся смыслового содержания текста. Это способность человека к осмыслению письменных текстов не только на уроках литературы, но и в других предметных областях. Обучающиеся должны научиться не только читать текст, но и уметь использовать полученную в тексте информацию для достижения собственных целей, получения знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Смысловое чтение, как универсальное учебное действие, включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:

- осмысливание цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватное оценивание языка средств массовой информации.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация, мотивы учения, отношение к себе и к

школе;

- в регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная

регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная

память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Универсальность умения смыслового чтения заключается в том, что их можно использовать при выполнении самых различных заданий на любом этапе урока:

- чтение параграфа учебника;

- чтение условия задач;

- чтение инструкций и рецептов;

- подбор материалов для написания рефератов.

Работа с текстами по смысловому чтению на всех предметах поможет в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Обучающиеся научатся: искать информацию в тексте и понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать оценку полученной информации.

Педагогами подобраны тексты из разных источников, которые они прекрасно вписали в свои программы по предметам эстетического цикла и технологии.

Предлагаются различные типы заданий:

- задания «Множественного выбора»;

- задания «На соотнесение»;

- задание «На дополнение информации»;

- задание «На перенос информации»;

- задание «На восстановление деформированного текста».

В сборнике даются задания направленные на поиск информации и понимание прочитанного текста. Обучающиеся 5 класса научаться определять главную тему и назначение текста. Они могут выбирать из текста или сами придумывать заголовок, соответствующий содержанию или общему смыслу текста. При систематической работе с тестами обучающиеся смогут решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Большое внимание уделяется на преобразование и интерпретацию текста. Обучающиеся учатся использовать таблицы и изображения, преобразовывать текст в таблицы, переходить от одного представления данных к другому.

Пособие включает задания по оценке информации. Обучающиеся учатся связывать информацию в тексте со знаниями из других источников. Они оценивают утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире.

В сборнике представлены текстыс заданиями для смыслового чтения по предметам эстетического цикла и технологии в 5 классе.Материал сгруппирован по разделам.Задания носят творческий характер, что является хорошей мотивацией для вызова интереса обучающихся к получению знаний по данным предметным областям.

Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трех групп умений:

- общая ориентация в тексте;

- глубокое понимание текста;

- применение информации из текста в учебно-практических задачах.

Всякий учитель стремиться к тому, чтобы каждый его урок был наполнен ожиданием чего-то нового, необычного. Но не каждый может сознаться в том, что с удовольствием наблюдает, как обучающиеся увлечены именно его предметом, а их маленькие открытия не дают педагогу остановиться в своем профессиональном росте, побуждают к поиску новых способов объяснения, повторения и проверки усвоения учебного материала, к введению нестандартных приемов выполнения различных видов учебной деятельности.

Предлагаемые в пособии приемы работы с текстами полностью отвечают одному из приоритетных направлений развития современной школы – переходу к личностно ориентированной модели воспитания.

Предлагаемые обучающимся задания по смысловому чтению посильные и доступные, увлекательные и, вместе с тем, очень нужные для достижения учебной цели.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы. Любому учителю очень важно обеспечить обучающимсяразвитие основ читательской компетентности.

 

Изобразительное искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: