Контроль и ревизия хранения производственных запасов

Задачи и источники ревизии производственных запасов

Тема 11. Контроль и ревизия производственных запасов

Цель ревизии -подтверждение достоверности данных по наличию и дви­жению ценностей, установление правиль­ности оформления операций по производственным запасам в со­ответствии с действующими нормативными актами РФ.

Основными задачами контроля и ревизии про­изводственных запасов яв­ляются:

1) выявление соблюдения установленного порядка их приобретения, оприходования, хранения и расходования в процессе финансово-хозяйственной деятельности,

2) обоснование и соблюдение установленных норм расхода сырья, материалов, топлива и других ценностей, своевре­менности и качества инвентаризации,

3) определение путей улуч­шения их формирования и использования в целях повышения эф­фективности производства,

4) выявление фактов их растрат, недостач и хищений, излишних и не используемых производствен­ных запасов,

5) определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от соответствующих условий их хране­ния и транспортировки,

6) установление причин и должностных лиц, виновных в допущенных недостачах и нецелесообразном исполь­зовании материальных ценностей.

Основными источниками информации являются:

- учредительные документы, положение об учетной политике;

- бухгалтерская отчетность;

- договоры, заключенные с поставщиками;

- товаросопроводительные документы, номенклатура-ценник;

- первичные до­кументы по учету производственных запасов;

- регистры анали­тического и синтетического учета по счетам 10, 14, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 26, 60, 71, 91 и др.;

- инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- договоры о полной (индивидуальной или коллективной) ответственности.

В обеспечении сохранности и рационального использования ПЗ важное значение имеет правильная организация складского хозяйства.

В ходе проверки устанавливают наличие и состояние складс­ких помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов ТМЦ, подъездных путей и около складских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств.

Проверку складских помещений и емкостей для хранения ТМЦ рекомендуется проводить путем их осмотра.

Ревизоры устанавливают техническое состояние тех или иных помещений, необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения ве­сов и других измерительных приборов. В местах хранения каждо­го вида материалов должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица из­мерения и норма запаса.

На практике нередко имеют место случаи совершения хище­ний и потерь из-за плохо организованной охраны и противопо­жарной защиты складов. В связи с этим необходимо выяснить, установлены ли надлежащие запоры, сигнализация, освещение подступов к складам, сторожевая охрана; имеются ли в наличии и в исправном состоянии противопожарные средства, соблюдены ли сроки зарядки огнетушителей.

Тщательной проверке подлежит состояние работы по прием­ке и отпуску материальных ценностей на складах, в кла­довых и других местах хранения.

Контролю также подлежат вопросы правильного подбора и расстановки кадров, прежде всего, материально ответственных лиц. Выясняется, не привлекались ли они к уголовной ответственности за расхищение ПЗ; заключены ли с ними договоры о материальной ответственности; имеются ли согласования с главным бухгалтером на их прием, перемещение и увольнение.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств контролируется своевремен­ность и качество проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и достоверность отражения в учете их результатов.

Проверке подлежат следующие вопросы:

1) обоснованность графика инвентаризации.

График разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Наиболее часто необходимо инвентаризировать дорогостоящие и де­фицитные ТМЦ, другие ценности - перед составлением годовой бух­галтерской отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года.

2) проведение внеплановой инвентаризации.

Проводится при смене материально ответственного лица, при стихийных бедствиях, обнаружении фактов хищений или злоупотреблений, реорганизации предприятия и пр.

3) компетентность постоянно действующих и рабочих инвентаризацион­ных комиссий.

В их состав включаются представители администрации и бухгалтерии, специалисты. Инвентаризация должна проводиться при обязательном присутствии материально ответственного лица.

4) качество проведенных инвентаризаций.

Анализируются все экземпля­ры инвентаризационных описей, арифметические подсчеты. Исправ­ления должны быть оговорены и заверены подписями членов комис­сии;

5) правильность определения и урегулирования инвентаризационных разниц.

Излишки приходуются в доход организации; недостачи в пре­делах норм естественной убыли относятся на издержки, а сверх норм — на материально ответственное лицо. Если виновное лицо не уста­новлено или во взыскании с него отказано судом, недостача списыва­ется на финансовые результаты.

Необходимо проверить правильность применения норм естественной убыли, расчета недостач в пределах указанных норм. При­чем надо удостовериться в обоснованности применения норм ес­тественной убыли, которые нередко используются без законных оснований.

Ревизор мо­жет провести контрольную инвентаризацию.

Ревизору необходимо проанализировать возможные потери ПЗ, определить меры по их предупреждению, указав ответственность материально ответственных лиц за факты потерь ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: