Кодирование

Кодирование - технический прием, с помощью которого данные распре­деляются по категориям; он связан со спецификацией аль­тернативных категорий или классов, в которые должны помещаться ответы, а самим классам должны назначаться кодовые номера.

Первый этап кодирования заключается в специфи­цировании категорий или классов, к которым будут относиться ответы. Выбор ответов должен быть взаимоисключающим и исчерпывающим, чтобы каждый ответ логически по­падал в одну, и только одну, категорию. По ряду воп­росов правомерны и множественные ответы.

Второй этап кодирования касается назначения ко­довых номеров классов. Например, мужской пол мо­жет обозначаться буквой М, а женский - буквой Ж. Как альтернативный вариант, эти классы могут обо­значаться 1 - мужчина и 2 - женщина.

Кодирование структурированных вопросов. Если с точки зрения методики опроса и обработки данных они подразделяются на дихотомические, шкальные и списочные, то с точки зрения кодирования, удобнее придер­живаться несколько иного деления:

- на альтернативные;

- со­вместные;

- количественные.

По технологии Фонда «Общественное мнение» кодирование всех вопросов анкеты, за исключением от­крытых, производится стандартным для всех опросовспособом.Это возможно благодаря двум обстоятельствам.

1) Все вопросы анкеты нумеруются насквозь, что значительно упрощает задание обозначений столбцам таблицы данных.

2) По технологии варианты ответа на каждый альтернативный или совместный вопрос нумеруются, начиная с единицы, и приводятся в анкете.

Кодирование неструктурированных (открытых) вопросов. По технологии Фонда «Общественное мнение» текс­ты, произнесенные респондентами в ответ на каждый из них, вводятся в соответствующую колонку той же таблицы данных.

Кодирование открытых вопросов - достаточно трудоемкая работа. В результате этого просмотра разрабатывается так называе­мый кодификатор - набор формализованных вариантов, каж­дый из которых отражает какой-нибудь один интересующий исследователя смысловой аспект. Каждому из этих вариантов приписывается определенный числовой код.

Правила, которым придерживаются при разработке кодификатора:

1) в совокупности они должны исчерпывать все множество возможных ситуаций. Если вариантов ответов ока­зывается слишком много, те из них, которые встречаются относительно редко, объединяются в позицию «другое». Одна­ко к этой категории исследователь обычно имеет право отнести не более 10 % респондентов;

2) коды содержательно важных позиций необходимо вставлять, даже если соответствующие им смыслы выражались респондентами редко или даже не выражались вовсе.

После разработки кодификатора кодировщик просматрива­ет весь набор ответов и приписывает каждому из них в зависи­мости от содержания один или несколько кодов, которым он соответствует по смыслу. В результате заполняются столбцы нового совместного вопроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: