Кодирование - технический прием, с помощью которого данные распределяются по категориям; он связан со спецификацией альтернативных категорий или классов, в которые должны помещаться ответы, а самим классам должны назначаться кодовые номера.
Первый этап кодирования заключается в специфицировании категорий или классов, к которым будут относиться ответы. Выбор ответов должен быть взаимоисключающим и исчерпывающим, чтобы каждый ответ логически попадал в одну, и только одну, категорию. По ряду вопросов правомерны и множественные ответы.
Второй этап кодирования касается назначения кодовых номеров классов. Например, мужской пол может обозначаться буквой М, а женский - буквой Ж. Как альтернативный вариант, эти классы могут обозначаться 1 - мужчина и 2 - женщина.
Кодирование структурированных вопросов. Если с точки зрения методики опроса и обработки данных они подразделяются на дихотомические, шкальные и списочные, то с точки зрения кодирования, удобнее придерживаться несколько иного деления:
|
|
- на альтернативные;
- совместные;
- количественные.
По технологии Фонда «Общественное мнение» кодирование всех вопросов анкеты, за исключением открытых, производится стандартным для всех опросовспособом.Это возможно благодаря двум обстоятельствам.
1) Все вопросы анкеты нумеруются насквозь, что значительно упрощает задание обозначений столбцам таблицы данных.
2) По технологии варианты ответа на каждый альтернативный или совместный вопрос нумеруются, начиная с единицы, и приводятся в анкете.
Кодирование неструктурированных (открытых) вопросов. По технологии Фонда «Общественное мнение» тексты, произнесенные респондентами в ответ на каждый из них, вводятся в соответствующую колонку той же таблицы данных.
Кодирование открытых вопросов - достаточно трудоемкая работа. В результате этого просмотра разрабатывается так называемый кодификатор - набор формализованных вариантов, каждый из которых отражает какой-нибудь один интересующий исследователя смысловой аспект. Каждому из этих вариантов приписывается определенный числовой код.
Правила, которым придерживаются при разработке кодификатора:
1) в совокупности они должны исчерпывать все множество возможных ситуаций. Если вариантов ответов оказывается слишком много, те из них, которые встречаются относительно редко, объединяются в позицию «другое». Однако к этой категории исследователь обычно имеет право отнести не более 10 % респондентов;
2) коды содержательно важных позиций необходимо вставлять, даже если соответствующие им смыслы выражались респондентами редко или даже не выражались вовсе.
После разработки кодификатора кодировщик просматривает весь набор ответов и приписывает каждому из них в зависимости от содержания один или несколько кодов, которым он соответствует по смыслу. В результате заполняются столбцы нового совместного вопроса.