Виды статистического анализа.
Выделяют пять основных видов статистического анализа, используемых при проведении маркетинговых исследований.
1) Дескриптивный анализ. В основе дескриптивного анализа лежит использование таких статистических мер, как средняя величина (средняя), мода, среднее квадратическое отклонение, размах или амплитуда вариации.
2) Выводной анализ - анализ, в основе которого лежит использование статистических процедур (например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов на всю совокупность.
3) Анализ различий используется для сравнения результатов исследования двух групп (двух рыночных сегментов) для определения степени реального отличия в их поведения, в реакции на одну и ту же рекламу и т.п.
4) Анализ связей направлен на определение систематических связей (их направленности и силы) переменных. Например, определение того, как увеличение затрат на рекламу влияет на увеличение сбыта.
5) Предсказательный анализ используется в целях прогнозирования развития событий в будущем, например, путем анализа временных рядов.
|
|
Иногда эти виды анализа используются по отдельности, иногда — совместно.
Для описания информации, полученной наоснове выборочных измерений, широко используется две группы мер.
1) Меры «центральной тенденции», или меры, которые описывают типичного респондента или типичный ответ. К числу мер центральной тенденции относятся:
- мода: характеризует величину признака, появляющуюся наиболее часто по сравнению с другими величинами данного признака. Мода носит относительный характер;
- медиана: характеризует значение признака, занимающее срединное место в упорядоченном ряду значений данного признака;
- средняя величина, которая чаще всего рассчитывается как средняя арифметическая величина. При ее вычислении общий объем признака поровну распределяется между всеми единицами совокупности.
Степень информативности средней величины больше, чем у медианы, а у медианы больше, чем у моды.
2) Меры вариации, или меры, описывающие степень схожести или несхожести респондентов или ответов с «типичными» респондентами или ответами. Обычно используют три меры вариации.
- Распределение частот представляет в табличной или графической форме число случаев появления каждого значения измеренной характеристики (признака) в каждом выбранном диапазоне ее значений. Распределение частот позволяет быстро сделать вывод о степени подробности результатов измерений.
- Размах вариации определяет абсолютную разность между максимальным и минимальным значениями измеренного признака, т.е. это разница между конечными точками в распределении упорядоченных величин измеренного признака. Данная мера определяет интервал распределения значений признака.
|
|
- Среднее квадратическое отклонение является обобщающей статистической характеристикой вариации значений признака. Если эта мера мала, то кривая распределения имеет узкую, сжатую форму (результаты измерений обладают высокой степенью схожести); если мера велика, то кривая распределения имеет широкий, растянутый вид (велика степень различия оценок).