Вывод является видом логического анализа, направленного на получение общих заключений о всей совокупности на основе наблюдений за малой группой единиц данной совокупности.
Статистический вывод основан на статистическом анализе результатов выборочных исследований и направлен на оценку параметров совокупности в целом. В данном случае результаты выборочных исследований являются только отправной точкой для получения общих выводов.
При проведении маркетинговых исследований чаще всего используются следующие методы статистического вывода.
1) Оценка параметров генеральной совокупности представляет собой процесс определения, исходя из данных о выборке, интервала, в котором находится один из параметров генеральной совокупности, например, среднее значение. Для этого используют следующие статистические показатели: средние величины, среднюю квадратическую ошибку и желаемый уровень доверительности (обычно 95 % или 99 %).
При использовании статистического вывода используются формулы, носящие объективный характер, в основе которых лежат общепризнанные статистические концепции. В результате конечные выводы носят намного более объективный характер.
В ряде случаев делаются суждения относительно какого-то параметра генеральной совокупности исходя только из некоторых предположений, размышлений, интуиции, неполных знаний - гипотезы.
Статистической гипотезой называется предположение о свойстве генеральной совокупности, которое можно проверить, опираясь на данные выборки.
2)Под проверкой гипотезы понимается статистическая процедура, применяемая для подтверждения или отклонения гипотезы, основанной на результатах выборочных исследований. Проверка гипотезы осуществляется на основе выявления согласованности эмпирических данных с гипотетическими. Если расхождение между сравниваемыми величинами не выходит за пределы случайных ошибок, гипотезу принимают. При этом не делается никаких заключений о правильности самой гипотезы, речь идет лишь о согласованности сравниваемых данных.
Проверка гипотезы проводится в пять этапов:
1 этап - делается некоторое предположение относительно какой-то характеристики генеральной совокупности, например, о средней величине определенного параметра;
2 этап - формируется случайная выборка, проводится выборочное исследование, определяются статистические показатели выборки;
3 этап - сравниваются гипотетическое и статистическое значения исследуемой характеристики;
4 этап - определяется, соответствуют или нет результаты выборочного исследования принятой гипотезе;
5 этап - если результаты выборочного исследования не подтверждают гипотезу, последняя пересматривается – она должна соответствовать данным выборочного исследования.
Проверка гипотез скорее применяется в случаях, когда невозможно или чрезвычайно трудоемко проводить полномасштабные исследования и когда требуется сравнивать результаты нескольких исследований (для разных групп респондентов или проведенных в разнос время).