Ранняя помощь детям с нарушениями слуха

Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями слуха. Социальная защита лиц с нарушениями слуха

Список литературы

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 224 с.

2. Выявление детей с подозрением на снижение слуха: Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: методическое пособие / под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004. – 96 с.

3. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.

4. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студентов высших учебных заведений / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильская. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

5. Психология глухих детей / Р. М. Боскис, В. А. Влодавец, Г. Л. Выгодская и др.; под ред. И. М. Соловьева и др.; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – 2-е изд., стереот. – М.: Советский спорт, 2006. – 448 с.

6. Руленкова, Л. И. Аудиология и слухопротезирование: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. высш. педагог. учеб. заведений / Л. И. Руленкова, О. И. Смирнова. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 208 с.

7. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 83-116.

8. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 58-80.

Одна из наиболее актуальных проблем в сурдологии и сурдопе­дагогике – раннее выявление и абилитация детей с нарушенным слу­хом. Под ранним выявлением глухоты или тугоухости у ребен­ка понимается обнаружение дефекта в возрасте до 6 месяцев. Реализация данной задачи предполагает следующие мероприятия:

1.Проведение аудиологического скрининга (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения (№ 108 от 23.03.96 г.) «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни»). Скрининг слуха включает ряд процедур: снача­ла в роддомах анализируются факторы риска тугоухости и глухо­ты; потом осуществляется диспансерное наблюдение малышей в поликлиниках по месту жительства, где врач-педиатр с помощью аудиотестеров проводит поведенческий скрининг регистрации безусловно- и условно-рефлекторных реакций. В систему процедур также входят обследования в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев. Применяются объективные методы исследования. При выявлении нарушений слуха проводятся углубленные аудиологическое и сурдопедагогическое обследования ребенка всурдологических кабинетах и в специализированных медицинских центрах. Специалисты: неонатологи, педиатры, сурдологи.

2. Слухопротезирование – подразумевает использование слуховых аппаратов, обеспечивающих искусственное усиление звуковых сигналов с учетом диапазона воспринимаемых частот. Детям раннего возраста рекомендовано бинауральное слухопротезирование.

3. Психолого-педагогическая помощь. Оказывается в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), в группах на­домного обучения и кратковременного пребывания, создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей. С детьми проводятся специальные коррекционные занятия по развитию речи и слухового восприятия.

Вместе с тем, по данным Минздрава России, во многих регионах нашей страны диагностика нарушений слуха проводится недостаточно своевременно: так, нарушения слуха выявляются только у 4% детей в возрасте до года; треть детей (33%) берется на учет в возрасте от 3 до 7 лет, у 34% детей нарушение слуха выявляется только в возрасте старше 7 лет, а у 8% - старше 14 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: