Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха

Сурдотехнические средства.

Сурдотехнические средства диагностики и коррекции

Список литературы

1. Димскис, Л. С. Изучаем жестовый язык: учебное пособие для сту­дентов дефектологических факультетов/ Л. С. Димскис. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.

2. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. Л. Зайцева. – М.: «Владос», 2004. – 192 с.

3. Фрадкина, Р. М. Говорящие руки: темат. словарь жестового языка глухих / Р. М. Фрадкина. – М.: Сопричастность, 2001. – 254 с.

4. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 655 с.

Сурдотехнические средства специально разработанные устройства, использование которых не ведет к полному преодолению дефекта, но существенным об­разом способствует улучшению адаптационных возможностей людей со слуховой недостаточностью.

Сурдотехнические средства разнообразны и широко применяются в практике обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Рассмотрим основные виды сурдотехнических средств.

При организации слухоречевой среды широко применяется электроакустическая аппаратура (звукоусиливающая аппаратура):

· Слухоречевой класс «КСР-01», предназначенный для работы по развитию слухового восприятия и словесной речи. Его оборудование позволяет учащимся слышать собственный голос и голос преподавателя, воспринимать акустические сигналы (речевые и неречевые) от внешних ис­точников, при необходимости преобразует звуковые сигналы в вибротак­тильные ощущения.

· Аппаратура коллективного пользования – проводная и беспроводная.

o Проводная: позволяет подбирать для каждого пользователя оптималь­ный режим усиления за счет разнообразных изменений частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Устройство может быть дополнено вибраторами, которые облегчают восприятие звуков и способствуют формированию ритмико-интонационной стороны речи.

o Беспроводная: основана на использовании инфракрасного излучения или на радиопринципе. Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, позволяет слушающим свободно перемещаться в пространстве и восприни­мать звуки одной интенсивности вне зависимости от расстояния до источника. Основные составные элементы: мик­рофон педагога, прикрепленный специальной клипсой к одежде либо размещенный на оголовье, или радиопередатчик; радиопри­емники слушающих, соединенные с индивидуальными слуховы­ми аппаратами или наушниками. Радиосистемы позволяют смотреть, н-р, телевизи­онную передачу, воспринимая звук через наушники, и одновре­менно слушать пояснения учителя.

· Инди­видуальные слуховые аппараты различного типа: внутриушных, внутриканальных, внутриканальных глубокого погру­жения, заушных, карманных; аппаратов, обладающих автомати­ческой регулировкой, программируемых, цифровых.

o Карманный аппарат представляет собой усилитель с вмонти­рованным микрофоном, оснащенный телефонами, которые с по­мощью ушных вкладышей (желательно индивидуальных) встав­ляются в уши. Его назначение передавать звуки, в том числе и речь, детям и взрослым с кондуктивными поражениями слуха. Телефон костной проводимости с помощью специального оголовья разме­щается на сосцевидном отростке за ухом. Для лиц с сенсоневральной тугоухостью и глухотой телефон костной проводимости мо­жет использоваться как вибратор.

o Заушные аппараты позволяют компенсировать разные сте­пени потери слуха (от небольшой тугоухости до глухоты). В насто­ящее время активно разрабатываются внутриушные аппараты. Их внешняя особенность состоит в том, что весь аппарат располага­ется в слуховом проходе и не виден. Использование этого типа аппаратов в работе с детьми имеет определенные ограничения: они компенсируют потерю слуха лишь до 70-80 дБ, а также тре­буют частой смены ушного вкладыша.

o Новейшие типы инди­видуальных слуховых аппаратов – внутриушные, программируе­мые, цифровые – обладают широкими возможностями измене­ния параметров звукоусиления даже при значительной степени нарушения слуха.

Стало возможным бинауральное слухопротезирова­ние, что создает более комфортные условия функционирования слуховой системы практически во всех случаях, когда оно может быть осуществлено.

· Слуховые тренажеры – специальные усилители для работы с детьми и взрослыми, имеющими нару­шения слуха, подающие сигналы либо на го­ловные телефоны (наушники), либо на специально сконструиро­ванные вибраторы. Такие тренажеры обычно обладают более ши­рокой, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосой про­пускания частот и большими возможностями изменения частот­ных и динамических характеристик звукового сигнала, что дает возможность адекватно подбирать необходимый режим усиления.

· Специальные световые сигнальные устройства – в целях противопожарной безопасности ими обрудованы учебные заведения и общественные помещения, где преимущественно бывают неслы­шащие люди.

В обучении детей с нарушениями слуха широко применяются специальные средства программированного обучения. Рассмотрим наиболее известные.

«Мир за твоим ок­ном» (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская) комплекс программ, нацеленный на овладение коммуникативными навыками. В процессе работы с программой ученик взаимодействует с «компьютерным человечком». Программа в различ­ных ситуациях требует как односложных ответов, так и развернутых. При работе ребенка с этой компьютерной средой объектом целенаnравленной познавательной деятельности и предме­том анализа являются:

- личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях природы и их изменениях («Четыре времени года»);

- эмоциональная рефлексия на погодные явления, словес­ное опосредование эмоциональных состояний, возможность и правомерность существования различных эмоциональ­ных отношений к одному и тому же явлению («Погода»);

- использование усвоенных знаний в качестве инструментов решения житейских задач; выделение существенных па­раметров житейских ситуаций как ориентировочной осно­вы практической деятельности («Одеваемся по погоде»);

- понимание текста и влияние контекста на понимание тек­ста как целого («Рассказы о временах года»).

Комплекс «Дельфа-130» («Видимая речь» IBM) содержит новую педагогическую технологию решения задач по коррекции и форми­рованию произношения. Произносимые в микрофон звуки вызывают изменение рисунков на экране компьютера. Отработка элементов речи становится увлекательной игрой. Разнообразные упражнения и игры позволяют развить речевое дыхание, слитность речи, форми­ровать правильное произношение звуков в слогах, словах, слово­сочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также устранять гнусавый оттенок голоса. 3анятия на компьютере с помощью программы «Видимая речь» можно начинать с трехлетнего возраста, длительность занятий по­степённо увеличивается от 10 мин для трехлетних детей до 20-­25 мин для детей 4-5-летнего возраста. Программа обеспечивает дифференцированный подход к форми­рованию и коррекции речи, реализация которого достигается «за­кладыванием» в компьютер различных вариантов произнесения речевого материала ребенком. 3апись речи каждого ребенка и про­слушивание собственной речи способствуют выработке слухового са­моконтроля и стимулируют к работе над произношением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow