Кохлеарная имплантация (КИ) – это метод радикального восстановления слуха на основе определенного вида хирургического вмешательства. Операция состоит во введении и вживлении электродных систем (кохлеарных имплантов) во внутреннее ухо слухового анализатора человека. При этом слуховые ощущения достигаются непосредственной электрической стимуляцией чувствительных волокон слухового нерва. В улитку внутреннего уха имплантируют кохлеарные электроды – проводники специальной формы, которые непосредственно контактируют с биологической системой органа слуха и осуществляют ее электрическую связь с кохлеарным протезом.
Современными моделями кохлеарных имплантов пользуются около 70 тыс. пациентов. В России операции проводят с 1991 г. После операции с пациентами проводятся специальные занятия. Особенности организации коррекционно-педагогической и реабилитационно-восстановительной помощи различным группам имплантированных пациентов подробно раскрыты в исследованиях И. В. Королевой, О. С. Жуковой, О. В. Зонтовой и других ученых. Всех пациентов с КИ делят на две группы: постлингвальные, потерявшие слух после овладения речью, имеющие речевой опыт и, возможно, даже сохранившие речь, и долингвальные, потерявшие слух до овладения речью.
Основной целью слухоречевой работы с долингвальными пациентами является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Такая работа проводится поэтапно и включает обнаружение наличия (отсутствия) акустических сигналов и различий между ними (одинаковые – разные); выделение голоса человека из других бытовых сигналов; опознавание бытовых сигналов; определение разных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.); различение и опознавание отдельных звуков речи, интонации, ритма и других фонемных признаков (назализованность, твердость – мягкость, место артикуляции и др.); узнавание изолированных слов, предложений; понимание слитной речи; понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех. Пациенты с постлингвальной глухотой, даже несмотря на то, что сначала воспринимаемые ими звуковые сигналы и речь передаются имплантом с искажениями, быстро приспосабливаются к их пониманию. Оказываемая им помощь направлена на восстановление речевого слуха – адаптацию к слухоречевой среде, дифференциацию речевых единиц, узнавание их в разнообразных контекстах. Отдельные этапы слуховой тренировки в работе с ними могут быть очень кратковременными, поскольку активное развитие слухового опыта происходит естественным образом вне занятий.
Контролирующие вопросы и задания
1. Перечислите основные сурдотехнические средства коллективного и индивидуального пользования, применяемые в учебном процессе и быту лицами с нарушенным слухом.
2. Что такое кохлеарная имплантация и каковы возможности использования кохлеарных имплантантов?
3. Охарактеризуйте современные компьютерные технологии, применяемые в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушенным слухом.