Основные черты переходной экономики в России

Каждая экономическая система проходит стадии становления и раз­вития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление но­вой системы.

Переходный период —это период в эко­номике, когда одна система сходит с исторической арены, а ее место занимает другая, новая.

Для переходной экономики любой страны характерны противоречия нового и старого. В социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением отношений между различными слоями общества, что приводит к социаль­но-политическим потрясениям.

Переходная экономика в разных странах возникает и развивается по-разному. Это связано с особеннос­тями экономического развития отдельных стран. Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали рыночные отношения. Уровень развития каждой страны определяет характер протекания переходных процессов. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный период.

Переходная экономика в России - это переход от плановой экономики к рыночной, т.к. Россия начала рыночные ре­формы, имея плановую командную экономику.

Административно-командная система ба­зировалась на абсолютном господстве государственной собственности. Плановая экономика функционировала на основе централизо­ванного директивного управления. Развитие народного хозяйства определялось единым для всей страны государственным народнохозяйственным планом. Более 90% государственных производственных капита­ловложений направлялось в тяжелую промышленность и обо­ронный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность, торговлю. Государственные монополии существовали во всех отраслях народного хозяйства. При отсутствии конкуренции они не заботились о внедрении новинок техники и технологии. Можно сказать, что в России производство работало ради производства, а не ради потребителя.

Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отстава­ния нашей промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей про­дукции. Отсутствие конкуренции, фиксированные цены, государственная монополия внешней торговли, закрытость экономики всегда ведут к упадку промышленности и консервации экономической отсталости.

Таким образом, характерными чертами административно-командной системы России явились государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное планирование как основа хозяйственного механизма.

Результатами существования плановой командной экономики явились:

- неэффективное использование ресурсов;

- искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс;

- низкие темпы научно-технического прогресса и развития всей экономики;

- чрезвычайно низкая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке;

- тотальный постоянный дефицит товаров на внутреннем рынке,

- подавленная инфляция;

- скрытая безработица;

- низкий жизненный уровень населения.

Происходило все большее отставание СССР от мирового уровня развития экономики, науки, техники, социальной жизни.

Таким образом, в середине 80-х гг. прошлого века централизованная система уп­равления закономерно вошла в глобальный экономичес­кий кризис. Целью переходного периода стало формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией.

Революционный характер перехода от плановой экономики к рыночной выражается в глубоком преобразовании экономики. Эти преобразования неизбежно сопровождаются падением производства, инфляцией и снижением жизненного уровня населения. Производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере. Происходит переход подавленной инфляции в открытую. Во время переходного периода безработица из скрытой трансформируется в явную.

В России специфика переходного периода обусловлена также разрывом хозяйственных межреспубликанских связей, распадом Советского Союза.

Задачами переходной экономики стали приватизация, экономическая стабилизация, устранение централизованного управления и освобождение от государственного контроля внешнеэкономических связей, развитие рынка товаров и услуг, создание конкурентной среды, переориентация производства на потребителей вместо производства ради производства, формирование финансового рынка, создание и регулирование рынка труда.

16. 2. Содержание переходной экономики

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые носят неизбежный характер.

Первый шаг в ходе рыночный преобразований касался освобождения процесса ценообразования от централизованного регулирования, установления свободы торговли для физических и юридических лиц, подчинения деятельности производителей требованиям рыночного спроса. Таким образом, отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате освобождения цен.

«Отпуск» цен сразу приводит к их существенному повышению. Одновременно снижаются реальные доходы населения и его жизненный уровень, меняется структура потребления, возникают проблемы у производителей по закупке сырья и материалов. Так, в январе 1992 г. в России потребительские цены увеличились в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., а номинальная заработная плата за этот период повысилась всего на 40%.

В России процесс освобождения цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, так как рыночные отношения в нашей стране были практически утеряны. В январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары. К началу 1996 г. почти все цены в России уже были свободными, то есть они формировались под воздействием требований рынка, а не государственного управления. Освобождение цен в сопровождении с инфляцией и безработицей закономерно привели к существенному снижению жизненного уровня большинства населения.

В ходе рыночных преобразований ликвидируется государственная монополия на внешнюю торговлю. Это касается расширения доступа в страну иностранных инвестиций, отмены пошлин, таможенных льгот на экспорт, обеспечения конвертируемости национальной валюты. В 1992 г. впервые зарубежный капитал формально получил свободный доступ в Россию. Отдельные предприятия получили возможность самостоятельного проведения внешнеэкономических операций. Был резко сокращен централизованный экспорт и импорт, до 1996 г. были отменены пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины.

Меняется характер воздействия государства на экономику страны. Если в плановой системе эко­номическое управление осуществлялось за счет принудительных распоряжений, то в рыночной системе государство воздействует на рынок с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов.

Кроме того, происходит реорганизация или ликвидация централизованного планового управления, т.е. таких организаций, как Госплан, большинство отраслевых министерств и т.п.

Преобразование отношений собственности и организационно-эконо­мической структуры экономики означают становление новых производ­ственных отношений. С целью удовлетворения потребностей вновь создаваемой рыночной экономики начинается создание сети коммерческих банков, фондовых бирж, формируется рынок ценных бумаг, то есть начинается процесс образования рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура – это система экономических и правовых учреждений (институтов), обслуживающих рыночный механизм путем организации движения товаров, денежных потоков, их распределения во временном и региональном аспектах. К институтам рыночной инфраструктуры относятся товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, бюро по трудоустройству, переподготовке кадров и т.п.

В России формирование институтов рыночной инфраструктуры происходило заново, так как в годы административно-командной системы подобных учреждений не существовало вовсе.

В банковской сфере складывается двухуровневая система. Нижний уровень представляет собой сеть коммерческих банков, которые выполняют роль посредников между бизнесом и владельцами денежного капитала.. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установления учетной ставки процента и обязательной нормы денежных резервов.

Рыночная экономика в своей основе имеет частную собственность, без част­ной собственности рынок невозможен, следовательно, в России необходимо было провести приватизацию государственной собственности. Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным соб­ственником и всесильным распорядителем почти всех материальных богатств об­щества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Специфика приватизации в России была обусловлена ее массовым характером, который вызван как высоким удельным весом государственной собственности в плановой экономике, так и стремлением ускорить процесс преобразования экономической и социальной структуры общества. Быстрые темпы приватизации (1993-1995 гг.) придали данному процессу необратимый характер. В ходе приватизации утвердились многообразные формы собственнос­ти (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.).

В России приватизация происходила двумя основными способами: мелких предприятий – продажей на аукционах, крупных – преобразованием в акционерные общества. Преобладала ваучерная безвозмездная приватизация, поскольку население практически не имело накоплений.

Рыночные преобразования в России осуществлялись в следующих направлениях:

- освобождение цен, т.е. замена плановых фиксированных цен свободными рыночными ценами;

- демонополизация экономики;

- ограничение прямого государственного вмешательства в экономику и его замена косвенным экономическим регулированием;

- формирование институтов рыночной инфраструктуры;

- приватизация государственной собственности и создание тем самым частного сектора экономики;

- отмена государственной монополии внешней торговли;

- проведение соответствующей кредитно-денежной, налоговой, таможенной, социальной политики;

- обеспечение правовой основы всех преобразований,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: