Коммуникативная сторона общения
Ошибкой является не само первое впечатление, а использование его не по адресу в длительном общении.
Первое впечатление: эффект ореола
Основные механизмы познания другого человека
Перцептивная сторона общения
Идентификация (отожествление) – уподобление себя другому, предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Если я отожествляю себя с другим, то и строю свое поведение так, как строит его этот другой.
Эмпатия (сопереживание) – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик на них. если я проявляю эмпатию, по просто принимаю во внимание его линию поведения, но свою могу строить по другому.
Рефлексия (обращение назад) – не просто понимание партнера, но и знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процессе зеркальных отношений друг с другом.
|
|
1) схема неравенства партнеров в определенной сфере ( фотография преступника и героя – разные описания); рост человека в зависимости от его социального статуса.
2) фактор привлекательности – чем более внешне привлекательным кажется человек, тем лучше он во всех отношениях.
3) стереотипы восприятия (человек в очках, полный и худой, передача качеств с униформы и т.д.).
4) фактор отношения к нам – те, кто к нам относится хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, что относится по-иному (доброжелательный и отстраненный преподаватель).
Образ партнера, который создается при знакомстве – это регулятор последующего поведения. Он необходим для того, чтобы эффективнее строить общение в конкретной ситуации. В первую очередь перед нами два источника информации – одежда человека и манера его поведения ( как он стоит, говорит, ходи, куда смотрит и т.д.): халат в Китае до ХХ века – цвета: желтый – император, коричневый – престарелые чиновники, красный и синий – герои, студенты – синий, крестьяне – белый, бедняки – черный.
Коммуникация – это влияние, в результате которого что-то должно измениться. Не любой человек хочет этого, т.к. изменения могут нарушить его представление о себе, его отношения с другими людьми, душевное спокойствие. Следовательно, человек будет защищаться от такой информации.
Коммуникация – любая связь, взаимодействие двух систем. Ее содержание – обмен информацией. Она является одной из сторон общения, обеспечивающего связь между людьми, в результате которой происходит влияние одной личности на другую.
|
|
Три способа защиты (противовнушения):
- избегание: уклонение от контактов с партнером – человек невнимателен, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно отвлекается, использует любой предлог для прекращения разговора, «отсутствует на лекции», читает книгу на занятиях и т.д.
Не только с человеком, но и в ситуации: закрывает глаза от страха – желание избежать эмоционально тяжелой информации. Не приходит на назначенную встречу, «прячется за телефон».
- авторитет: разделив всех людей на авторитетных и нет, человек доверяет только первым. Основания для присвоения авторитета: социальный статус. превосходство по важному в данный момент параметру; привлекательность в конкретных ситуациях, хорошее отношение к адресату воздействия.
- непонимание: я не понимаю, о чем ты говоришь.
Управление вниманием партнера
1) прием «нейтральной фразы» - в начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но по каким-то причинам имеющая значение, смысл и ценность для всех присутствующих – собирает их внимание.
2) прием «завлечения» - произноси вначале что-то тихо, непонятно, малоразборчиво - концентрация усилий слушателей.
3) «установление зрительного контакта» - концентрация на человеке, поиск нужного. вызов к доске и т.д.
4) с помощью движений
5) звуковой
6) прием «изоляции» - отводим в сторону, закрываем окна и двери,неэффективно общение «под телевизор». Для слушающего важно не отвлекаться на собственные мысли, не терять информацию.
7) навязывание ритма – изменение характеристики голоса и речи, исключение монотонности изложения.
8) акцентировка: прямые ( прошу обратить внимание, важно отметить, необходимо подчеркнуть, что…); косвенные ( места, к которым нужно привлечь внимание, организуются таким образом, чтобы контрастировать к окружающим фоном).