Виды общения. Потребность в доминировании –стремление оказывать активное влияние на образ мысли, поведение, вкусы

Потребность в доминировании –стремление оказывать активное влияние на образ мысли, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется лишь в том случае, когда изменяется поведение другого или ситуации под нашим влиянием. Партнер по общению рассматривает этого человека как берущего тяжесть принятия решения.

Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека с помощью различных средств коммуникации.

ОБЩЕНИЕ И ЕГО ТИПОЛОГИЯ

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Вступление.

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что они не входят в круг наших понятий. (К. Прутков)

В каком контексте употребляется слово «общение»? Общение с другом, с животными, природой, искусством т т.д.

«Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире» (Джон Рокфеллер).

Необходимо определить, о чем пойдет речь: «определяйте сущность понятий; этим вы избавите человечество от половины его заблуждений». (Р. Декарт).

В общение принято выделять три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативная сторона – обмен информацией между людьми;

- интерактивная – организация взаимодействия между людьми, т.е. не обмен не только знаниями и идеями, но и действиями;

- перцептивная – процесс познания, восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.

Общение необходимо для установления взаимодействий, эффективных для любой совместной деятельности (прежде говорим, а потом делаем) – пример с именами мам: построиться по цвету волос, алфавиту фамилий, именам мам.

В общении человек может себя реализовывать как уникальная индивидуальность.

Основными функциями общения являются:

- Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации.

- Интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей.

- Самовыражения - определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

- Трансляционная - как средство передачи способов деятельности, оценок и т.д.

- Экспрессивная - способствует взаимопониманию переживаний, эмоционального состояния партнеров общения.

- Социального контроля - функция регламентации поведения и деятельности субъектов общения.

- Социализации - определяет способность формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с установленными нормами и правилами.

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны различными потребностями.

Потребность в безопасности – проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Опасность – если каждый раз после такого общения снижение напряженности происходит эффективно, то может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно.

Потребность в устранении одиночества – стремление контактировать с себе подобными ради самого процесса общения. Свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, страдающим от вынужденного одиночества. Им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании – человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать способности другого человека. Партнер рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации (Лектор – удовлетворение этой потребности).

Опасно - Накопление интересной информации только ради общения, привлечения внимания к собственной личности.

Потребность быть индивидуальностью – проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности. Стремление увидеть себя в общении с другими как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже – стремление получить признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. В случае отсутствия признания – огорчение и агрессия. Находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно.

Потребность в подчинении – принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь. Общение двух ведомых затруднено - непродуктивность деятельности.

Потребность в заботе о другом – помочь в чем-то и испытать от этого удовлетворение. Отказ партнера может быть воспринят как его нежелание идти на контакт, завышенная самооценка и т.д.

На выбор конструирование и представление в лицах ситуации общения вызванных определенной потребностью.

Если анализировать общение как деятельность, по А.Н. Леонтьеву можно выделить его основные структурные компоненты:

- предмет общения: другой человек, партнер по общению как субъект;

- потребность и мотивы общения – ради чего предпринимается общение;

- действия общения – инициативные и ответные, адресованные другому;

- задачи общения – мини-цели, на достижение которых направлены разнообразные действия в конкретной коммуникативной ситуации;

- средства общения – с помощью чего осуществляется общение (вербальное – с помощью слов; невербальное – с помощью жестов, мимики, поз, взглядов, пластики и т.д.)

- продукт общения – то, что создается в итоге общения: образования материального и духовного характера.

Существуют определенные способы воздействия партнеров друг на друга. В самом общем виде это:

- заражение – бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям: «боление» на стадионах, эмоции на рок-концертах, психология толпы и т.д. Контрпример – люди, не смеющиеся на комедии.

- внушение (суггестия)– целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Осуществляется передача информации, основанная на ее некритическом восприятии. Эффект зависит от возраста, порога внушаемости, авторитета внушающего.

- убеждение – построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

- подражание – в отличие от заражения и внушения происходит не просто принятие внешних черт поведения человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Подражание конкретному человеку или группе.

Общение есть процесс реализации отношений, которые определяют как содержание, так и внешние формы общения (экономическая зависимость жены от мужа – стиль общения; кастовость обществ в Индии – специальные язык жестов, приветствий, одежды для каждого социального слоя).

Большое значение в процессе общения имеют знаки. Знак – это предмет, событие, явление, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения и передачи информации.

«Стол» - знак – объединение- мебель. Значение знака – то общее содержание, которое в него вкладывается. В значение воплощаются знания людей, их опыт, культура конкретного сообщества. Профессиональные значения знаков. Но кроме этого знак может иметь субъективно окрашенный личностный смысл. Некоторые знаки являются естественными проявлениями организма, свидетельствующими о сильных эмоциональных реакциях: внезапная бледность, дрожание голоса, покраснение лица и т.д.

Знаки делятся на интенциональные – специально производимые для передачи информации и неинтенциональные – непреднамеренно выдающие эту информацию (оговорки при сильном эмоциональном волнении, особенности произношения, привычки, сформированные в определенной социальной среде, частые ссылки на мнение конкретного человека).

Существуют несколько типов общительности: нормально общительный; присутствующие в контексте общения, гиперобщительные, необщительные (с посторонними или замкнутые для всех).

Социально-ориентированное – ярко выраженные общественные отношения. Задача – организовать социальное взаимодействие. Лектор, докладчик как представитель общества решает определенную социальную задачу: объединяет их вокруг социально-значимой идеи, формирует или изменяет убеждения.

Партнеры могут ничего не знать друг о друге – важна социальная роль. Социальная роль пассажира – требования контролера. Разные люди в сходных условиях будут действовать одинаково: каждый ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью – иначе возникает конфликт.

Групповое предметно-ориентированное – более четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Его цель – решение конкретных проблем, стоящих перед группой (производственных задач, познавательных). Организация коллективного взаимодействия.

Личностно-ориентированное – общее одного человека с другим.

1) деловое, т.е. по сути совпадающее с предметно-ориентированным;

2) неформальное (раскрытие внутреннего мира, дружба).

Педагогическое общение включает в себя все три вида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: