Анализ объекта изображения (натуры или образца) и выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании)
Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся. Учитель организует определенным образом деятельность детей и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, должныделать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.
Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:
— организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);
— анализ предмета:
выделение основной, наиболее крупной части;
выделение остальных частей;
определение формы основной части;
определение формы остальных частей;
— установление конструкции, строения предмета (расположение частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу); выделение цвета каждой части;
|
|
— повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета).
Чтобы сделать учебное задание доступным для выполнения, необходимо фиксировать внимание детей на наиболее значимых для рисования моментах. В частности, рассматривая предмет (образец), учащиеся с помощью учителя определяют характерное строение этого предмета (образца), выясняют его основную форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр; длинный, узкий, низкий, широкий и т. д.), устанавливают перспективное сокращение объекта. Кроме того, уточняются пропорции и сравнительная величина частей предмета (большой, маленький, больше, меньше, длиннее, короче и т. д.), расположение деталей предмета (образца) по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, выше, ниже и т. д.), их цвет и (в старших классах) распределение светотени на поверхности формы.
В ходе беседы учитель стремится к тому, чтобы дети активно участвовали в анализе объекта (образца).
Для того, чтобы последовательно формировать у учащихся готовность к участию в беседе по анализу объекта изображения, учителю приходится использовать специфически приемы обучения.
Определение последовательности построения рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом, учитель помогает им установить порядок выполнения работы: с чего начать рисунок, как его продолжить, каковы этапыпостроения. От этого во многом зависит точность изображения, особенно в случаях, когда предмет состоит из многих деталей.
|
|
Для того чтобы изобразительная деятельность носила целенаправленный характер, и учащиеся не отклонялись от конечной цели, учитель делит весь процесс построения рисунка на ряд этапов. Каждый из них надо сопровождать подробными объяснениями и указаниями.
Первоначально многие задания выполняются в виде графических диктантов (учащиеся рисуют вслед за учителем, повторяя его действия).
В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:
Первый период—
подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;
поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);
практическое выполнение рисунка учениками;
отчет учащихся о порядке построения рисунка.
Второй период
совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка;
показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;
повторение учениками порядка выполнения задания;
практическая работа учащихся.
Третий период
выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения.
Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно предшествует практической работе учащихся. Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводится работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по композиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, какова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее.
Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бумаги, учитель использует образец, которому должны следовать учащиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом этапе урока учитель также дает рекомендации по технике работы карандашами и красками.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к рисованию; однако процессом изобразительной деятельности школьников руководит учитель: постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объектом изображения или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.
Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности построения рисунка, соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим, показывает приемы изображения деталей рисунка (на отдельном листе), исправляет допущенные детьми ошибки и т. д.
Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения задания. В этом случае, не привлекая внимания других учащихся, учитель принимает все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния и включить в общую фронтальную работу.