II. Основная часть

Анализ объекта изображения (натуры или образца) и выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании)

Этот этап урока предваряет практическую деятельность уча­щихся. Учитель организует оп­ределенным образом деятельность детей и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, должныделать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.

Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:

— организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);

— анализ предмета:

выделение основной, наиболее крупной части;

выделение остальных частей;

определение формы основной части;

определение формы остальных частей;

— установление конструкции, строения предмета (распо­ложение частей по отношению к основной части и по отноше­нию друг к другу); выделение цвета каждой части;

— повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета).

Чтобы сделать учебное задание доступным для выполнения, необходимо фикси­ровать внимание детей на наиболее значимых для рисования моментах. В частности, рассматривая предмет (образец), учащиеся с помощью учителя определяют характерное строение этого предмета (образца), выясняют его основную форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр; длинный, узкий, низкий, широкий и т. д.), устанавливают перспективное сокращение объекта. Кроме того, уточняются пропорции и сравнительная величина частей предмета (большой, маленький, больше, меньше, длиннее, короче и т. д.), расположение деталей предмета (образца) по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, выше, ниже и т. д.), их цвет и (в старших классах) распределение светотени на поверхности формы.

В ходе беседы учитель стремится к тому, чтобы дети активно участвовали в анализе объекта (образца).

Для того, чтобы последовательно формировать у учащихся готовность к участию в беседе по анализу объекта изображения, учителю приходится использовать специфически приемы обучения.

Определение последовательности построения рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом, учитель помогает им установить порядок выполнения работы: с чего начать рисунок, как его продолжить, каковы этапыпостроения. От этого во многом зависит точность изображения, особенно в случаях, когда предмет состоит из многих деталей.

Для того чтобы изобразительная деятельность носила целенаправленный характер, и учащиеся не отклонялись от конечной цели, учитель делит весь процесс построения рисунка на ряд этапов. Каждый из них надо сопровождать подробными объяснениями и указаниями.

Первоначально многие задания выполняются в виде графических диктантов (учащиеся рисуют вслед за учителем, повторяя его действия).

В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:

Первый период—

подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;

поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);

практическое выполнение рисунка учениками;

отчет учащихся о порядке построения рисунка.

Второй период

совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка;

показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;

повторение учениками порядка выполнения задания;

практическая работа учащихся.

Третий период

выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения.

Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно предшествует практической работе учащихся. Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводится работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по композиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, какова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее.

Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бумаги, учитель использует образец, которому должны следовать учащиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом этапе урока учитель также дает рекомендации по технике работы карандашами и красками.

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся при­ступают к рисованию; однако процессом изобразительной деятельности школьников руководит учитель: постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объектом изображения или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности построения рисунка, соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим, показывает приемы изображения деталей рисунка (на отдельном листе), исправляет допущенные детьми ошибки и т. д.

Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения задания. В этом случае, не привлекая внимания других учащихся, учитель принимает все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния и включить в общую фронтальную работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: