I. Подготовительная часть

III. Заключительная часть

II. Основная часть

I. Подготовительная часть

1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).

2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).

1. Анализ объекта изображения (натуры или образца по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка в тематическом рисовании).

2. Определение последовательности выполнения рисунка(планирование деятельности).

3. Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).

4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства, повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимул деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т. п.).

1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зре­ния поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учениками и с учителем).

2. Задание на дом.

3. Организованное окончание урока.

Рассмотрим структуру урока более подробно.

Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее короткая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради или альбомы для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки или стаканчики с водой, листы бумаги для пробы красок и т. п.

Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей, правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего по­стороннего, не имеющего отношения к уроку рисования.

На этом же этапе урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые предстоит рисовать, учащиеся располагают на специальных роликах-подставках или прикрепляют к доске на указанное учителем место. Небольшие по размерам предметы – объекты изображения, дежурные раздают непосредственно перед началом их рассматривания и изучения. Такую подготовительную работу ученики выполняют по очереди под контролем учителя, который стремится к тому, чтобы их действия были осознанными и целенаправленными. В том случае, если дежурный допускает какую-либо ошибку, учитель, обращаясь к другим детям, и просит ее исправить.

Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают совершенно иначе. Характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятельным. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает существенное влияние на формирование графических навыков, положительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах урока.

Создание заинтересованности в начале урока достигается разными средствами. Прежде всего учитель рассказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображения и его назначением. Учащиеся с помощью учителя определяют материал, из которого сделан предмет.

Далее учитель рассказывает, чему дети будут учиться на уроке, объясняет, какое практическое значение имеет предлагаемое задание и где можно использовать выполненный рисунок. Он показывает лучшие рисунки учеников параллельного класса и аналогичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса). Кроме того, в соответствии с темой урока демонстрируются печатные таблицы изображаемых предметов, орнаментов, репродукции картин, иллюстрации из книг, журналов, плакаты и открытки; читаются отрывки из литературных произведений, загадки, отдельные строки из стихотворений, песен.

В младших классах учитель вызывает интерес к работе с помощью внесения в процесс рассматривания предметовэлементов игры и занимательности.

Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызывает необходимую активность и адекватное отношение к поставленным задачам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: