Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, который предполагает целесообразное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Выбор оптимальной структуры урока, предусматривающей определенную дробность и значительное число микроэтапов и педагогических ситуаций, благодаря которым обеспечивается динамичность учебного процесса.
В широком смысле динамичность учебного процесса выражается в разнообразии изобразительного материала, модификации и вариативности способов организации деятельности школьников и методов обучения.
Динамический характер урока рисования препятствует выработке у учащихся стереотипных способов деятельности и тем самым расширяет возможности для формирования у них обобщенных знаний и приемов работы над рисунком, позволяет осуществлять перенос с одного вида деятельности на другой.
Согласно существующим в общей педагогике классификациям, уроки изобразительного искусства относят к таком типу уроков, которые ставят основной дидактической задачей выработку и закрепление умений и навыков. Действительно, развитие графических способностей и техники рисунка составляет очень важный компонент изобразительной деятельности. Однако, чтобы правильно изображать, надо владеть особым способом восприятия предметов и явлений. Этому общей структуре урока уделяется большое внимание.
Особая роль на уроках отводится воспитанию познавательного интереса и эмоционально-эстетического отношения к изобразительной деятельности и произведениям изобразительного искусства.
Важным условием повышения эффективности урока изобразительного искусства является введение в его структуру пропедевтической части, обеспечивающей нервно-психическую подготовку учащихся к учебной деятельности.
4. Применение наиболее рациональных методов и средств обучения и воспитания, учитывающих своеобразие психофизического развития школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Особое значение имеет рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения.
Существенное значение имеют также приемы и методы коррекции моторики ребенка. В процессе занятий по технике рисования корригируется и развивается зрительно-двигательная координация. Двигательные и зрительные ощущения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т. д. Для совершенствования их необходимо активнее использовать формирование навыков на основе подражания, целенаправленно проводить работу по организации ориентировочно-исследовательской деятельности, больше давать разнообразных и занимательных упражнений с целью отработки движений руки.
Большое место среди различных способов обучения занимает регуляция графических действий учащихся посредством слова, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил техники рисования и на этой основе выполнение соответствующих движений руки. Занимательность и эмоциональность графических упражнений, новизна содержания изобразительных заданий, опора на предшествующий опыт школьников — все эти моменты положительно сказываются на решении педагогических задач.
Важная роль на уроках изобразительного искусства отводится средствам обучения и воспитания. Положительные результаты достигаются, прежде всего, специальным подбором содержания учебного материала. Для этого используются выразительные и эстетически привлекательные объекты (натура, образец), высокохудожественные картины, иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства, которые обеспечивают благоприятные возможности для воспитания у детей эстетических чувств, переживаний.
Необходимость дифференцированного подхода в обучении обусловлена, прежде всего, различиями в структуре речевого дефекта, особенностями моторики, неодинаковой сформированностью графических навыков, специфическими проявлениями в области эмоционально-волевой сферы и другими особенностями детей.
Разнообразие графических действий, необходимых для рисования, указывает на целесообразность выделения прежде всего групп учащихся с учетом особенностей моторики руки, однако должны приниматься во внимание и другие характеристики детей.
Среди вопросов, связанных с дифференцированным подходом в обучении рисованию, существенное значение имеет содержание выполняемой работы. Это касается, прежде всего, структурной сложности графических заданий. Так, например, внешне сходное задание может быть дано для одних учащихся в более простом варианте, а для других — в более сложном. Поэтому при подборе учебного материала следует учитывать форму, конструкцию изображаемого объекта, количество элементов, из которых он состоит, технику выполнения рисунка и т. д.
Дифференцированным может быть и объем заданий. В этом случае разным детям может быть предложено разное количество упражнений, включающих неодинаковое число изображений, которые отличаются друг от друга размерами и выполняются на бумаге уменьшенного или увеличенного формата. Данный вид дифференциации обучения также не исключает возможность варьировать сложность заданий. Однако главное заключается в дифференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата.
По мере развития учащихся, совершенствования их графических навыков количество вспомогательных средств, с помощью которых создается изображение, сокращается. Изменяются также дозы и характер помощи, что способствует развитию самостоятельности детей в изобразительной деятельности.
6. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания.
Этот способ повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства оптимальных гигиенических условий, требующих, прежде всего, надлежащего освещения рассматриваемых и изображаемых предметов. Наиболее благоприятные возможности создаются при наличии в классах специальных столиков-подставок для натурных постановок и ламп-рефлекторов, благодаря которым плоскопечатные и объемные учебные пособия отчетливо видны.
Особое внимание должно быть уделено учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т. д.).
Формальное отношение к учебно-материальному обеспечению уроков приводит к тому, что учащиеся, используя принадлежности низкого качества, не могут выполнить задание на должном уровне, раздражаются, теряют уверенность в своих силах. В результате коррекционно-развивающий потенциал деятельности резко снижается.
Не менее важно, чтобы на уроках изобразительного искусства были обеспечены эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы. Это касается, в первую очередь, оснащенности учебного процесса таким наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики. Речь идет о высокохудожественных образцах декоративно-прикладного искусства, со вкусом подобранных игрушках, предназначенных для рисования с натуры, красиво выполненных дидактических пособиях в соответствии с видами работы и т. д. Зрелищность — одна из характерных черт каждого урока рисования, и это дает возможность оказывать действенное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Положительное воздействие оказывает охранительный режим, обеспечивающий на уроках изобразительного искусства спокойную деловую обстановку, четко организованный и привычный для детей порядок работы.
Важную роль играет само поведение учителя. Его ровный, спокойный, доброжелательный тон, педагогический такт, заинтересованное отношение к выполняемому ребенком заданию создают атмосферу творчества и взаимного понимания.
Такой подход представляется необходимым для выявления, с одной стороны, итоговых данных, полученных в процессе занятий рисованием; с другой стороны, анализ результатов имеет важное прогностическое значение для планирования работы на последующих этапах.
Приёмы и методы обучения, используемые на уроке изобразительной деятельности в школе V вида
Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Согласно классификации методов обучения, разработанной И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, Ю.К.Бабанским и М.И.Махмутовым, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.
Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода — сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.
Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика.
Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.
Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский метод мы уже рассмотрели.
Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать, как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т. д.
В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения: учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.
Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения — методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.
Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на уроках изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Разработанная система условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества школьников.
Эту группу условий составляют:
— развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
— сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;
— воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
— последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся;
— обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;
— целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
— отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
— использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
— активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
— введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;
— применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
— смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
— введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
— систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.