Общее развитие ребенка, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. По выражению Л. В. Занкова, нужна «особая направленность» учебного процесса. Эта особая направленность обучения осуществляется на уроке.
Урок в школе пятого вида сохраняется в качестве основной формы организации учебной деятельности школьников. Как правило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых решаются в том или ином порядке несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в массовой школе.
Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уроках рисования, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корригировать недостатки в развитии речи учащихся. Для этого нужны такие дидактические приемы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невозможно эффективное проведение коррекционной работы. В связи с этим можно говорить о том, что в дидактике специальной школы имеет право на самостоятельное существование особый специфический принцип — принцип коррекционной направленности обучения. Этот принцип применительно к занятиям рисованием в школе пятого вида состоит в том, чтобы содействовать преодолению недостатков в развитии речи учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия и названия формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве и умения находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие. Принцип коррекционной направленности обучения предполагает активное развитие у учащихся с тяжелыми нарушениями речи интеллектуальных операций и, прежде всего, процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка, проговаривать действия. Благодаря успешной реализации этого принципа у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере.
|
|
Независимо от вида работы (будь то рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование) на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы.
Общая организационная структура урока рисования в школе пятого вида может быть представлена в следующем виде: