Функции корпоративной культуры
Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
ОК - это набор наиболее важных предположеий, принимаемых членами организации и получающих выражение в ценностях организации, которые задают работникам ориентиры поведения и действий.
Организационная культура в организации может формироваться четырьмя путями:
— долговременной практической деятельностью;
— деятельностью руководителя или собственника;
— искусственным формированием организационной культуры специалистами консультационных фирм;
— естественным отбором наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. Формирование культуры происходит в условиях решения организацией проблем внешней адаптации и внутренней интеграции. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества, внутри которого данная организация функционирует.
Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации, моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной культуры.
Изменение организационной культуры является в определенной мере прямо противоположным действием по отношению к ее поддержанию. Изменения в поведении могут привести к изменениям культуре организации, и наоборот.
ОК - это набор наиболее важных предположеий, принимаемых членами организации и получающих выражение в ценностях организации, которые задают работникам ориентиры поведения и действий.
Функции:
· Охранная – создание барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.
· Интегрированная – формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включающихся в нее.
· Регулирующая – поддерживать необходимые правила и нормы поведения членов организации, а также их отношения с внешним миром.
· Адаптивная.
· Ориентирующая – направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
· Формирование имиджа, т. е. образа в глазах окружающих.
Руководство – процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы.
Влияние – такое поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого лица.
Власть – возможность оказывать влияние на поведение других людей.
Власть: - потенциал, имеющийся у пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется; - между тем, кто использует власть и к кому она применяется, существует взаимосвязь; - тот, к кому применяется власть, имеет некую свободу действий.
Обладание властью – возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Власть должности – возникает не из самой должности, а делегируется её обладателю теми, кому он подчинен. Формы: принуждение, вознаграждение, власть связей.
Власть личности – степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Формы: экспертная, власть примера.
Административная власть – власть, основанная на законном принуждении или его возможности.
Основа власти – то, откуда данная власть происходит.
Источники вл. - то, через что данная власть используется.
Источники власти, имеющие личностную основу:
1 -экспертная власть (власть через разумную веру). Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.
Экспертная власть – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний.
2 -власть примера (эталонная власть) – формирунтся по мере отождествления подчиненным себя с руководителем, власть до подражания ему. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают.
3 -право на власть (традиционная власть) – исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать распоряжения, а его долг подчиняться и выполнять.
4 -власть информации – базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных.
5 -потребность во власти – мотивация теория МакКелланда, акцентирует внимание к потребности во власти как желанию иметь влияние на других. Потребность во власти проявляется в действиях: оказать помощь, давать советы, быть в центре внимания, вызывать положительные эмоции, укрепить репутацию.
Источники власти имеющие организационную основу:
1 -принятие решений – как источник власти проявляется в той сиепени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении процесса его принятия.
2 -принуждение – базируется на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания. Влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать так, что это помешает удовлетворению каких-либо потребностей.
3 -вознаграждение – исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить какие-либо потребности. Сила власти определяется уровнем формального права на власть.
4 -власть над ресурсами – источник власти образует регулирование доступности к ресурсам. Обычно в организациях поток распределения ресурсов направлен сверху вниз.
5 -власть связей – строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации так и вне ее.
Власть руководителя над подчиненными Власть подчиненных над руководителем
Зависимость руководителя от подчиненных Зависимость подчиненных от руководителя