Понятие и общая характеристика форм (источников) права

В юридической литературе отмечается[74], что в научный оборот понятие источник права ввели римские юристы. Формы (источники) права как понятие характеризуют связь права с государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими отношениями[75].

Понятие формы (источника) права может означать следующее::

· источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права;

· под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники,которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права[76];

· источники права традиционно рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», способа установления правовых велений или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила».

Одним из объективных свойств права как социального регулятора является его формальная определенность, т.е. определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, внешне выражены, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут регулировать поведение[77].

Если содержанием права является совокупность правил поведения (норм), а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права,есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.

Формы выражения правовых норм, как показывает мировая практика, могут быть различны: они могут быть выражены в общем виде, абстрактно на основе властного решения, либо на примере разрешения конкретного дела, которому придается общеобязательное значение при разрешении всех последующих аналогичных дел, либо выражены как результат договорной практики правотворческих органов, а могут быть просто санкционированы государством и т.д. В этой связи, следует говорить о формировании круга правовых документов, которые следует рассматривать в качестве источников права (нормативный акт, санкционированный правовой обычай, нормативный договор и др.). Таким образом, именно с определением документальной характеристики источника следует связывать специально-юридический (формальный) аспект понятия источник права[78]. Под формальным источником права имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права[79].

В мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права. В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный текст («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативный правовой акт, правосознание, общие принципы права.

1. Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай,под которым понимается санкционированное государством в качестве общеобязательных норм права правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов.

Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем (кутюмы, например, на севере Франции), а в современных условиях это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Великобритании, где традиции очень часто имеют общеобязательное значение, обычаи действуют в ограниченной сфере общественных отношений. Обычаи, включенные в нормативный акт либо положенные в основу судебного прецедента, становятся частью законодательства или прецедентного права, и перестает быть юридическим источникам права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осуществляется в официальной письменно-документальной форме - путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.

Следует также иметь в виду, что, когда в нормативно-правовых актах прямо формулируются конкретные правовые положения, которые непосредственно воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев, то в этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника, а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кладется в основу судебного решения и тем самым приобретает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.

Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве России. Так, в гражданско-правовой сфере законодатель закрепил возможность применения обычаев делового оборота как одной из разновидностей правового обычая в РФ. Под обычаем делового оборота понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются»[80].

Правовые обычаи широко применяются во внешнеторговом обороте. Так, в ст. 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации закреплено, что «срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками обычно принятыми в данном порту»[81].

Достоинства правового обычая:

- возникает не сверху, а снизу и поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

- выражает существующие в обществе закономерности и, соответственно, является более объективным;

- доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком;

- в большинстве случаев исполняется добровольно, поскольку основан на привычках;

- позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений.

Недостатки правовых обычаев:

- относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

- неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;

- небольшая сфера распространения, его локальный характер[82].

2. Юридический прецедент – это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.

Прецедентное право возникает в Древнем Риме как преторское право. Современное прецедентное право присуще странам с англо-саксонской системой права – Англии, Северной Ирландии, США, Канаде, Австралии и др. Для этих стран судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных дел, остается и сейчас одним из основных источников права. Степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда. Так, решение высших судебных инстанций обязательны для них самих и всех нижестоящих судов. Суды не могут отказаться от созданного ранее прецедента, т.к. его изменение возможно лишь в вышестоящей инстанции или специальным парламентским актом. Для Романо-германской правовой системы судебное решение обладает определенным авторитетом, но кроме чрезвычайных случаев они не рассматриваются как способ фиксации правовых норм.

Достоинства правового прецедента:

- является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

- имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;

- имеет гораздо больший динамизма, чем нормативный акт.

Недостатки судебного прецедента:

- не имеет того авторитета и обязательности, который присущ нормативному акту;

- не исключает возможность произвола;

- не определен объем его действия[83].

В юридической науке выделяется также административный прецедент, а также судебная и административная практика. Современная российская правовая доктрина не признает судебный прецедент и судебную практику в качестве официальных источников права. Вместе с тем за последнее десятилетие органам судебной власти были предоставлены полномочия, соответствующие их конституционному статусу как самостоятельному виду государственной власти.

Как отмечается в юридической литературе[84], существуют три формы влияния актов правосудия, точнее судебной практики, на нормативную базу: прецедент, разъяснения по вопросам судебной практики – постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и решения судов о признании нормативных актов незаконными (судебный нормоконтроль). В отдельных работах предлагается признать судебный прецедент в качестве дополнительного источника права в Российской Федерации[85]. Отмечается, что достаточно часто при толковании норм соответствующего законодательства возникает ситуация, когда ряд общественных отношений, подпадающих под сферу правового регулирования, не охватывается нормативной регламентацией, вследствие чего судебные органы преодолевают пробелы посредством осуществления именно правотворческой функции[86]. Существует также точка зрения о том, что «итоговые акты органов конституционного правосудия, принимаемых в связи с обращениями, могут быть правотворческими, поскольку они вносят изменения в систему действующих правовых норм»[87].

3. Юридическая доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов».

В качестве источника права юридическая доктрина известна уже на ранних этапах развития права. В 426 г. н.э. в Риме был принят специальный закон, согласно которому положения работ наиболее известных юристов – Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина признавались обязательными для судей. Это означало, что решение по делу судья может выносить не только на основании действовавших в то время законов, но и ссылаясь на высказывания указанных юристов.

Юридическая доктрина известна и современным правовым системам. В частности, действующий гражданский кодекс Швейцарии содержит норму, предоставляющую правоприменительным органам право в случаях пробела в законодательстве решать рассматриваемый спор, основываясь на положениях работ наиболее известных специалистов в области гражданского права. В мусульманской правовой системе юридическая доктрина (так называемая Сунна, или толкование муджтахидов) и ныне признается едва ли не важнейшим источником права.

4. Религиозные тексты в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права(христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и Сунна, иджма, кияс, фетва и др. являются главными источниками мусульманского права.

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) - это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право - с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.

5.Нормативно-правовой договор как источник права — это соглашение между различными субъектами права, содержащие правовые нормы. Такие договоры не только устанавливают права и свободы сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняются их участники. Они имеются как в сфере частного, так и публичного права.

Виды договоров нормативного содержания:

1. По числу участников: двусторонние и многосторонние.

2. По предмету правового регулирования: в международном праве, конституционном праве, трудовом праве, гражданском праве и других отраслях.

Особенностью нормативного договора от других источников права является то, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов. Стороны занимают друг по отношению к другу относительно автономное положение. Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение (компетентный правотворческий орган, трудовой коллектив и т.д.).

В юридической литературе отмечается, что субъекты, заключающие нормативные договоры, обладают «нормативной властью»[88], определенной самостоятельностью, выражают добровольное волеизъявление. Но юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает все-таки закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение.

Договорное право является приоритетным источником права в международном публичном праве и в ряде отраслей национальных систем права – конституционном, трудовом, международном частном праве.

По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает следующие виды внутригосударственных нормативных договоров:

1. Федеративный договор от 31 марта 1992 года – договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов;

2. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);

3. Договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

Широко используются нормативные договоры и в других отраслях, например, в трудовом праве. В данной отрасли права различают два вида нормативных договоров – коллективные договоры как правовой акт, регулирующий трудовые отношения между работодателями и работниками и коллективные соглашения как правовой акт, в котором содержатся обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Соответственно выделяют специальное, отраслевое и генеральное соглашения.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлено иное положение, чем в законе, то применяется международный договор.

6.Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Этим он и отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие, - актов применения права, актов толкования права. На практике можно встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.

Признаки нормативно-правового акта:

1) Нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных органов. Это, как правило, государственные органы. В особых случаях нормативный правовой акт может быть принят в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов устанавливаются в Конституции, законе. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры есть обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых нормативных решений.

2) Нормативный правовой акт несет волевое содержание. В юридической литературе наиболее распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. Данный признак нормативного правового акта позволяет выделить нормативный правовой акт из числа иных форм права. Нормативные акты государство создает, а иные формы (например, правовой обычай) санкционирует.

3) Официальный характер нормативного правового акта. Официальный характер нормативные правовые акты получают ввиду их связи с государством. Нормативный правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений. Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Поэтому устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведений других лиц. Современная позиция законодателя, основанная на Конституции РФ, выглядит как требование неукоснительного опубликования нормативных правовых актов.

4) Все виды нормативных правовых актов образуют систему, основанную на иерархической подчиненности. Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества. Иерархическое подчинение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. В результате соблюдению принципа иерархической соподчиненности обеспечивается формально-логическая непротиворечивость и согласованность правовых норм.

Каждый вид актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Этот уровень определяется главным образом исходя из нормативно закрепленного положения нормативного правового акта в правовой системе Российской Федерации, как правило, исходя из соотношения с законом. В некоторых случаях в качестве критерия определения места акта в иерархии нормативных правовых актов служит положение издающего их органа в системе государственно-властных органов. Данный критерий был основным и главным в формировании системы нормативных актов в советское время, в современной российской правовой системе он не имеет основополагающего значения.

Нарушение правотворческим органом установленных юридических зависимостей по отношению к Конституции РФ, закону влечет за собой признание нормативного правового акта неконституционным, незаконным, недействительным, утратившим юридическую силу, он может быть отменен, приостановлен и т.д.

6) В нормативных правовых актах устанавливаются нормы права, которые представляют собой общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение. Правовые нормы распространяют свое действие на всех субъектов, вступающих в определенные общественные отношения - участников правоотношений или определенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно, применяются многократно при регулировании определенных видов общественных отношений.

Причем, содержащиеся в нормативных актах правовые нормы распространяют свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, т.е. адресаты норм персонально не определены, не названы в тексте самой нормы. Эти признаки позволяют характеризовать норму, содержащуюся в данном источнике, как абстрактно сформулированное предписание. Наличие в актах правовых норм, обладающих указанными характеристиками, позволяет относить их к группе нормативных правовых актов и отделять от них ненормативные правовые акты. К последним относятся акты применения права, содержащие индивидуальные предписания, акты-разъяснения норм права, оперативно-распорядительные акты.

Нормативность – важнейший признак нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства.

К нормативным правовым актам, на наш взгляд, следует относить также акты, направленные на утверждение, изменение или отмену действия правовых норм, но не содержащие их[89]. Данную группу актов рассматривают в качестве «актов нормативно-вспомогательного значения»[90] и относят к правотворческим актам, в качестве одной из разновидностей нормативного правового акта.

6) Документарная форма и особая структура нормативного правового акта. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник, и как форма права, и как акт – документ. Само понятие «акт» является родовым для наименования данного источника права. Отсюда, в нормативном правовом акте в обязательном порядке должны содержаться определенные характеристики, в частности, указание на наименование органа, лица его принявшего, вид акта, название вопроса, которому он посвящен, место и дата принятия, порядковый номер акта, соответствующая структура акта (главы, статьи, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.

7) Процедурная природа нормативного правового акта. Данный признак нормативного правового акта, а также такие признаки как: право правотворческого органа на издание нормативных правовых актов только определенного вида, издание правового акта уполномоченными субъектами в пределах их компетенции будут рассмотрены во втором разделе данного исследования, так как составляют основу содержания принципа законности правотворческого процесса Российской Федерации.

8) Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений и гарантируется принудительной силой государства. Регулирование достигается разными способами и методами, путем запретов, обязывания и дозволения, с использованием различных правовых средств. Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, так как их отношения выступают предметом правового регулирования. Но не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию[91].

Существует множество видов нормативных правовых актов:

1. По юридической силе. Их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты. В свою очередь каждый из этих видов делится на несколько разновидностей.

В теории правоведения под законом обычно понимают нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения[92]. Некоторые исследователи трактуют понятие закона с позиции выражения в нем воли народа, выделяя данный признак[93].

Признаки закона:

1) Закон может быть принят только органами народного представительства (законодательными органами государственной власти) или непосредственно народомна референдуме (всенародном голосовании). Выделять нормативность в качестве отдельного признака нет смысла, поскольку это является существенным признаком нормативного правового акта, а закон - его главная разновидность. Вместе с этим необходимо отметить, что на практике допускаются исключения и по этому вопросу. Например, когда устанавливаются персональные пенсии, содержание должностным лицам или иные мероприятия социального характера. В юридической литературе такие законы обычно называют «частными законами, которые регулируют положение отдельных лиц»[94], или «именными»[95].

2) Закон может быть принят в строгом соответствии с особым порядком, установленным в Конституции или законе. Принятие закона в соответствии со строгой законодательной процедурой характерно для большинства современных государств парламентской демократии и называется законодательным процессом.

3) Закон обладает наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам. Высшая юридическая сила означает, что содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам. [96]

4) Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. По мере развития и усложнения общественных отношений какие-то общественные отношения могут быть урегулированы законом помимо прямого указания на то в Конституции, или ином специальном законе, ввиду осознания обществом потребности их первичной регламентации в форме акта высшей юридической силы, принятого представительным органом государственной власти или народом. Кроме того, в регулировании общественных отношений в форме закона важно помнить о границах законодательного регулирования вообще. В любом обществе, в том числе и российском, существует сфера свободы человека и гражданского общества, границы которой не может переступать даже закон. Отношения этой сферы должны регулироваться моральными, религиозными, корпоративными и другими нормами.

5) Закон - это акт, содержащий главным образом общие нормы, т.е. нормы, обладающие большей степенью обобщенности и абстрактности, чем нормы других актов.

6) Закон служит основанием для разрешения конкретных дел в судебном порядке. Так, в соответствии со статьями 120 и 124 Конституции Российской Федерации судьи должны подчиняться только Конституции и федеральным законам. Все законы имеют прямое действие.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- по их юридической силе (Основной закон, федеральные конституционные, федеральные (обычные));

- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти);

- по сфере действия (федеральные и субъектов РФ) Что касается федерального уровня, то всего, к понятию закон здесь можно отнести Конституция Российской Федерации 1993 года, законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, законы, принятые путем референдума, кодексы Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации. В эту систему также можно включить Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров.

Ко второму уровню правовой системы (уровень субъектов Российской Федерации) относятся конституции и уставы субъектов Российской Федерации, конституционные законы в некоторых субъектах Российской Федерации (например, в Республике Саха (Якутия) и др.), кодексы и законы субъектов Российской Федерации, принимаемых законодательными органами субъектов Российской Федерации, законы, принимаемые в порядке референдума. Для третьего уровня российской правовой системы (акты органов местного самоуправления) издание актов в форме закона не характерно.

- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, устав, закон и т.п.);

- по сроку (времени) действия (постоянные и относительно-ограниченные);

- по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т.п.);

- по времени вступления в силу (немедленно; со дня, указанного в законе; по истечении установленного срока в порядке общей процедуры правотворчества).

Следующим видом нормативных правовых актов являются подзаконные акты. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Основными признаками подзаконного акта являются:

1) Закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции.

2) Подзаконные акты должны быть приняты на основании и во исполнение закона, не должны противоречить закону, и в соответствии с законом и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.

3) В данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм.

4) Подзаконным нормативным правовым актам присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности.

5) Подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.

Классификация подзаконных актов:

- По сфере действия подзаконные нормативные правовые акты можно подразделить на общерегулятивные, отраслевые (ведомственные) и местные.

- По органам их издающим: нормативные указы Президента Российской Федерации (нормативные указы и распоряжения); нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации; ведомственные нормативные акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения)[97]; система нормативных правовых актов органов местного самоуправления; локальные нормативные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различной формы собственности.

2. По уровням принятия нормативных актов. Здесь выделяют нормативные правовые акты: органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления (референдума или плебисцита).

3. По степени обобщенности нормативного материала могут встречаться: кодификационные акты (кодекс, устав и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы и т.д.).

4. По их действию во времени (постоянные, временные, исключительные), впространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта федерации, муниципального образования), по кругу субъектов (общие и специальные), по направленности действия (акты внутреннего действия, направленные на сотрудников организации, ведомства и акты внешнего действия, направленные на иных лиц).

5. По органам, их издающим: нормативные правовые акты законодательных органов, Президента Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти, нормативные акты органов местного самоуправления, организаций (локальные нормативные правовые акты).

В юридической литературе отмечается, что различное множество договоров возникает в управленческой сфере между федеральными министерствами, ведомствами и исполнительными органами субъектов федерации о сотрудничестве, соглашения о программах совместной деятельности, договоры о делегировании полномочий и т.д.[98].

7.Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций и т.п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Выступало формой права в период Якобинской диктатуры и Парижской коммуны во Франции, первые годы советской власти.

8.Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: