double arrow
Демокрит (460-370 гг. д. н. э.)

Гиппократ (460-377 гг. д.н.э.)

Развитие психологии в рамках философии

Второй этапразвития психологии связан с оформлением философии, и протекает, первоначально, в рамках учений античных философов. Данный этап датируется V в. д.н.э. − серединой XIX в.н.э. Характерные черты данного этапа − это несамостоятельность психологических знаний, теоретизирование и отсутствие экспериментального подхода.

Действительно, психология как наука еще не оформилась, она развивается как философские идеи о душе, о жизни и смерти (и жизни после смерти), о различиях между людьми и т.д. В рамках этого этапа формируются умозрительные представления, не подтвержденные эмпирикой.

Основные персоналии этого этапа являются Гиппократ, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, стоики, К. Гален и др.

Гиппократ впервые предпринял попытку объяснить различия между людьми, апеллируя к различиям в пропорциях основных жидкостей человека: крови (лат. sangius), слизи («флегма»), желчи («холе») и черной желчи («мелан холе»). Отсюда, Гиппократ приходит к выводам, что в мире существуют люди 4-х типов: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. Таким образом, Гиппократ создает первое учение о темпераменте, что позволяет считать его основоположником дифференциально-психологического подхода в психологии.

Демокрит[1] уходит от того, что мир состоит из четырех стихий, являясь основоположником атомарной картины мира, в рамках которой предполагается, что все сущее состоит из атомов. Демокрит постулировал, что атомы неделимы и что они различаются по величине и форме. При этом важнейшим условием жизни является пустота между атомами. Именно пустота позволяет атомам двигаться.




Согласно Демокриту, жизнь имеет не божественную природу, а атомарную. Человек, как и все сущее, состоит из атомов. Животные и человек имеют душу, состоящую из влажных и теплых атомов (подобных атомам огня) и заставляющую все живое двигаться. Таким образом, душа имеет телесную природу. Если атомов души становится мало, то человек погибает. При этом погибает и сама душа − она рассеивается в воздухе. Смертно не только тело, но и душа.

Важной частью учения Демокрита является учение о рефлексе и отражении мира. Демокрит полагал, что атомы, находящиеся в органах чувств, располагаются очень близко к поверхности тела, благодаря чему они имеют возможность соприкасаться с копиями окружающих предметов (эйдолы), которые носятся в воздухе. Таким образом, все ощущения контактны (и зрительные, и слуховые).



Согласно учению Демокрита, существует два уровня познания: уровень ощущений и уровень мышлений. Мышление строится на интеграции ощущений; механизм перехода ощущений в мышления Демокритом предложен не был.

Кроме того, Демокрит вводит понятие о первичных и вторичных качествах объектов. Первичные качества − это те, что существуют реально (вес, поверхность, etc.), а вторичные – это те, которых на самом деле (то есть в объективной реальности) не существует − это цвет, запах, вкус и т.д. Таким образом, Демокрит первый приходит к выводу, что человек воспринимает мир не объективно.

Следует отметить, что Демокрит является фаталистом и детерминистом: он лишает человека свободы воли. Он утверждает, что в мире не существует случайностей. Человек лишь склонен считать, что случайности есть, и это происходит от неумения объяснить происшедшее. В действительности же, говорит Демокрит, все имеет свою причину.

В заключение, следует подчеркнуть, что Демокрит положил начало причинному объяснению в психологии.






Сейчас читают про: