Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Бихевиоризм. Психология как самостоятельная наука




Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.)

Психология как самостоятельная наука

Рене Декарт (1569-1650 гг.)

Иной взгляд на человека предложил Рене Декарт (1596-1650 гг.). Р. Декарт является дуалистом, постулируя, что человек состоит из души и тела. При этом он уподобляет человека машине. Логика его рассуждений была следующая: животные бездушны, они лишь машины, однако, они обладают тем, что обычно называют психикой: память, восприятие, способность к научению, etc. Так как животные не имеют души, а человек имеет все те же функции, то логично вытекает, что все эти феномены должны быть присущи функциям тела. Все функции тела и психики работают как механизмы, как машины.

Механизм их работы следующий: внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые передаются по нервам в мозг, а оттуда − к мускулам. Таким образом, Р. Декарт предлагает концепцию рефлекторной дуги. С этого момента становится возможным использование методов естественных наук для изучения психических процессов. Самого же Р. Декарта принято считать основоположником экспериментальной психофизики.

Следует подчеркнуть, что Р. Декарт существенно сужает сферу психического: исключает память, ощущение, восприятие, воображение и аффекты из сферы психического, утверждая, что это − функции тела, а не психики (на тот момент − души). Собственно психическим считается лишь сознание[4]. С этого момента предметом психологии является сознание.

Другими важными фигурами эмпирического этапа развития психологии являются Давид Гартли, Джеймс Милль, Джон-Стюарт Милль, Томас Браун, Эдуард Титчнер, Франц Брентано, Герберт Спенсер и другие.

Начало экспериментального этапа психологии связано с именем Вильгельма Вундта (1832-1920 гг.), который является отцом-основателем психологии как науки, создав в Лейпциге в 1879 году первую экспериментальную лабораторию по психофизике. Предметом психологии по-прежнему остается сознание. Он также предложил свою программу развития психологии как науки.

Параллельно с психофизикой получают свое развитие такие направления психологии, как бихевиоризм (И.П. Павлов, Дж. Уотсон, И.М. Сеченов, Э. Торндайк, Б.Ф. Скиннер и др.), и психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, В. Райх, Д.В. Винникотт, К. Хорни, Ш. Ференцы, О. Ранк, М. Кляйн и др.). Бихевиоризм формируется под мощным влиянием философии позитивизма, главный постулат которой − изучать наблюдаемое и ориентированное на практику. Понятно, что наблюдаемым проявлением психики является поведение, которое и становится предметом исследования психологии. Другими словами, с этого момента развивается психология без психики. Из сферы исследований исключаются мотивы, эмоции, аффекты и т.д. Исследуется лишь поведение. При этом большинство своих исследований бихевиористы проводили на животных (крысы, обезьяны и т.д.), а затем уже экстраполировали на поведение человека.




Основной постулат бихевиористов заключается в том, что человек функционирует по принципу S à R (стимул − реакция). Если изучить, какую поведенческую реакцию дает человек в ответ на стимулы, то будет возможно прогнозирование поведения человека. Программа психологии заключалась в изучении абсолютно всех стимулов и соответствующих им поведенческих реакций.

Такую программу выдвигали первопроходцы-бихевиористы: Э. Торндайк, Э. Толмен, Б.Ф. Скиннер, каждый из которых внес существенный вклад в развитие психологии. Хорошо известны эксперимент Э. Торндайка, которые позволили вывести некоторые законы научения. Например, он установил закон упражнения: чем чаще происходит «упражнение», тренировка, повторение навыка, тем лучше он закрепляется. Другой закон называется законом эффекта: связь между стимулом и реакцией закрепляется лучше, если она подкрепляется подкреплением. При этом положительное подкрепление (сыр для мышей) дает более прочную связь между стимулом и реакцией, чем негативное подкрепление (удар током). Было также установлено, что для запуска цепи реакций достаточно лишь одного стимула, а не ряда отдельных. Другими словами, если была сформирована цепь S1àR1, S2àR2, S3àR3, то затем достаточно лишь S1, чтобы последовательно произошли реакции R1, R2 и R3. Например, каждому известно, что порой, когда наш маршрут из дома изменяется, мы порой, по ошибке, идем старым маршрутом. Это объясняется динамическим стереотипом, который открыл Э. Торндайк.



Э. Толмен, наряду с Э. Торндайком, также является одной из ключевых фигур бихевиоризма. Э. Толмен занимался изучением формирования навыков у крыс в лабиринте: опыты по латентному научению и методу проб и ошибок. В типичном эксперименте голодную крысу выпускали в лабиринт, и она блуждала по нему, пока не находила кормушку с едой. Такие опыты повторялись каждые 24 часа. Со временем крысы делали все меньше и меньше ошибок (см. результаты на рис. 1). Объяснение результатов этого эксперимента может быть различным. Одно из них заключается в том, что у крысы формируется некая когнитивная карта («карта поля окружающей обстановки»). Это исследование изменило представление о формуле «стимул − реакция». Эта схема указывала, что на крысу воздействуют стимулы, которые определяют реакции, а также что результаты правильных ответов ведут к снижению интенсивности потребности, то есть известное влияние оказывает так называемое положительное подкрепление. Однако Э. Толмен склонен полагать, что именно когнитивная карта определяет ответные реакции животного, а не сам стимул. Уместно заметить, что Э. Толмен относится к необихеиористам.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 778; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8774 - | 7145 - или читать все...

Читайте также:

 

34.231.21.123 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.