Вопрос 3.9. Порядок разработки национальных стандартов.
Разработка и утверждение национальных стандартов (НС) проводится в такой последовательности:
1. Национальный орган по стандартизации утверждает программы разработки стандартов и обеспечивает ее доступность всем заинтересованным лицам.
2. Разработчик национально стандарта (любое юридическое или физическое лицо) направляет уведомление о разработке стандарта в национальный орган и публикует проект стандарта в печатном органе и информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Разработчик обязан по первому требованию заинтересованного лица предоставить копию проекта стандарта для отзыва.
3. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний и проводит публичное обсуждение проекта в срок не менее чем через два месяца с момента уведомления.
4. Проект национального стандарта с перечнем замечаний представляется в технический комитет на экспертизу. По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС.
|
|
5. Предложение от технического комитета направляется в национальный орган по стандартизации, который на основе представленных материалов принимает решение об утверждении или отклонении НС.
6. Национальный орган по стандартизации публикует в печатном органе и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течении 30 дней уведомление о утверждении национального стандарта.
Во вступившем в силу ФЗ о внесении изменений в закон о техническом регулировании указано, что «В случае отсутствия национальных стандартов применительно к требованиям на определенные объекты технического регулирования могут разрабатываться своды правил». Разработка и утверждение сводов правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Порядок разработки сводов правил аналогичен процедуре разработки и утверждения стандартов.
В странах европейского сообщества уделяется большое внимание разработке новых стандартов, как одним из факторов обеспечения конкурентоспособности продукции. Так, на разработку около 1000 стандартов ежегодно в странах Европейского сообщества вкладываются около 7 млрд. евро, при этом значительная часть стандартов разрабатывается производителем.
Изменения стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям обеспечения качества и удобства использования. Разработка изменений к стандарту заключается в добавлении или исключении отдельных требований стандарта. Это выполняется для внесения в стандарт более прогрессивных требований, обеспечивающих в тоже время взаимозаменяемость выпускаемой продукции с продукцией по действующему стандарту.
|
|
Пересмотр стандартов предусматривает отмену действующего и введение нового стандарта, обеспечивающего прогресс качества или производства.
Изменение, отмена стандартов проводится национальным органом по стандартизации по представлению технического комитета.
Технический комитет анализирует предложения от организаций, инженерных обществ, предпринимателей и других заинтересованных лиц по пересмотру стандарта. С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в национальный орган по стандартизации проект изменений к стандарту или предложение об отмене стандарта.
Вопрос 3.11. Информация о документах по стандартизации и технических регламентах
Официальная информация о национальных стандартах, их разработке приводится в Федеральном информационном фонде регламентов и стандартов единой информационной системе по техническому регулированию, положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ №500 от 15.08.2003 г.
Этот фонд насчитывает свыше 235 тыс. нормативных документов, которыми являются утвержденные технические регламенты, национальные стандарты, классификаторы, а так же международные стандарты ИСО и МЭК, стандарты свыше 40 государств мира.
Единая информационная система по техническому регулированию создана с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда, за исключением документов, представляющих государственную или коммерческую тайну.
Информационной системой предоставляются следующие виды продукции и услуг:
1) информация о документах, в бумажном или электронно-цифровом виде;
2) сведения о разработчиках;
3) организации, утвердившие нормативные документы. Поскольку исключительное право публикации ГОСТов, классификаторов, принадлежит агентству или органу, принимающему эти документы, то несанкционированная копирование и распространение воспрещаются и рассматриваются как нарушение авторских прав.
Информацию о действующих национальных стандартах, сроках их действия, изменениях можно получить в ежемесячных информационных указателях «Национальные стандарты Российской Федерации».