Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике

Цена и ценообразование - центральные элементы рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реа­лизации товаров.

В общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар

Цена является рыночной характеристикой товара; в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса това­рообмена - производителей и потребителей.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяются две мо­дели ценообразования: центра­лизованное (государственное, командное) ценообразованиеи рыночное ценообразование.

В условиях централизованного ценообразования при командном управлении экономикой установление цены происходит в сфе­ре производства. Цены определяются только в зависимости от затрат на производство товара и оказание услуги. Это делается при непо­средственном участии государственных органов до начала процесса производства. В результате рынок не играет существенной роли в це­нообразовании. Спрос фиксируется на уровне заранее заданных цен, не вызывая их дальнейшего изменения.

Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфе­ре реализации продукции. Именно здесь «сталкиваются» спрос на товар и услугу, предложение, полезность предлагаемых товара и ус­луги, целесообразность их приобретения, качество и конкурен­тоспособность. Произведенный товар, оказанная услуга и цена на них проходят проверку на рынке, где формируется окончательная цена товара и услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заклю­чается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спро­сом и предложением непосредственно собственником или произво­дителем товара и услуги. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулиро­вание цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, товары, работы и услуги, от которых зависят масштаб цен в экономи­ке и социальная защищенность отдельных групп населения.

Цены играют важную роль и в предпринимательской деятель­ности каждого предприятия, так как от их уровня зависят конечные результаты деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производ­ства товара и оказания услуги, расчета издержек производства, опре­деления объемов инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: