Функции цены

Функция цены - это ее роль в управлении национальным хо­зяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены: учетная, стимулирующая, распределительная, балансирования спроса и предложения, как инструмента рационального размещения производства.

1. Учетная функция. Эта функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты тру­да, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, ценаопределяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, так как окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улуч­шении его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и размера прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции производители должны постоянно контролировать издержки. Это особенно важно в российских условиях, поскольку в нашей стране долгое время действовал затратный механизм функционирования экономики, что приводило к неоправданному росту затрат и неэффективному использованию ресурсов.

2. Стимулирующая функция. Эта функция заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции, так как в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развитиясферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

3. Распределительная функция. Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о рас­пределении и перераспределении национального дохода между от­раслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в эконо­мике, допускается введение государственного регулирования цен, и крайних случаях - прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

4. Функция балансирования спроса и предложения. По­средством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спро­сом и предложением и, следовательно, между производством и по­треблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, вы­ражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов произ­водства.

5. Функция цены как инструмента рационального разме­щения производства. Значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Склады­вающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности предприятие принимает самостоятельно исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденция вложения средств в торговлю. Сфера производства развивается край­не медленно, и в нее неохотно вкладывают деньги, поскольку суще­ствует угроза инфляции, производство связано с большим сроком окупаемости вложенных средств. Из-за длительных циклов производ­ства и периодов инфляции средства, вложенные в производство, обес­цениваются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: