Тамбов 2011
Курс лекций по учебной дисциплине
«Ценообразование»
Содержание
| Стр. | |
| Введение | |
| Тема 1. Цена: понятие, функции, цели и факторы ценообразования | |
| 1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике | |
| 1.2. Функции цены | |
| 1.3. Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования | |
| 1.4. Цели ценовой политики и принципы ценообразования | |
| 1.5. Информация, необходимая при принятии управленческих решений о ценах | |
| Вопросы для самопроверки | |
| Тема 2. Классификация цен. Стратегии ценообразования | |
| 2.1. Состав и структура цен | |
| 2.2. Система цен | |
| 2.3. Признаки классификации цен | |
| 2.4. Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи товаров (франкирование цен) | |
| 2.5. Трансфертные (внутрифирменные) цены | |
| 2.6. Стратегии ценообразования | |
| Вопросы для самопроверки | |
| Тема 3. Методы ценообразования | |
| 3.1. Общий порядок формирования цены | |
| 3.2. Затратные методы ценообразования: ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль» | |
| 3.3. Рыночные методы установления цены на товар | |
| 3.4. Установление цен по географическому принципу | |
| 3.5. Установление цен со скидками. Инициативное снижение и повышение цен | |
| 3.6. Дискриминация цен | |
| 3.7. Эконометрические методы определения цен | |
| 3.8. Установление цен на товары-новинки | |
| 3.9. Установление цен на товары, стабильно реализуемые на рынке | |
| 3.10. Формирование цены с учетом жизненного цикла товара | |
| 3.11. Скидки и надбавки к ценам | |
| Вопросы для самопроверки | |
| Тема 4.Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов | |
| 4.1. Экономическая конъюнктура и ценообразование | |
| 4.2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка | |
| 4.3. Цены и инфляция | |
| 4.4. Статистика цен | |
| 4.5. Ценообразование на рынках разных типов | |
| 4.6. Реакция участников рынка на изменение цен | |
| 4.7. Оценка чувствительности покупателей к уровню цен | |
| 4.8. Ценообразование на товарных биржах | |
| 4.9. Аукционные цены | |
| 4.10. Торги и цены | |
| 4.11. Ценообразование на рынке транспортных услуг | |
| 4.12. Таможенная стоимость товара | |
| Вопросы для самопроверки | |
| Тема 5. Ценообразование на мировом рынке | |
| 5.1. Цена как инструмент маркетинга на зарубежных рынках | |
| 5.2. Основные факторы, влияющие на уровень цен на международном рынке | |
| 5.3. Принципы определения внешнеторговых цен | |
| 5.4. Виды контрактных внешнеторговых цен и поправки к ним | |
| 5.5. Механизм формирования мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности и сырье | |
| 5.6. Опыт государственного регулирования цен в зарубежных странах | |
| Вопросы для самопроверки | |
| Материалы для практических занятий | |
| Контрольный тест | |
| Рекомендуемая литература | |
| Глоссарий |
«Цены и ценообразование» - одна из основных дисциплин экономического образования. Особую актуальность проблема цен и ценообразования приобретает в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике.
Большая роль дисциплины «Цены и ценообразование» в учебном процессе связана с огромным значением цен в рыночной экономике.
Это значение обусловлено тем, что:
• цены являются одним из основных инструментов создания структуры производства;
• цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку на рынках, где определяются их уровень и его изменения (од влиянием рыночных факторов;
• государство уделяет много внимания ценовой политике, чтобы не допускать роста цен;
• при рыночных отношениях действуют принципиально новые подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены по сравнению с условиями командного управления экономикой.
Основные задачи тех, кто изучает вопросы ценообразования:
• приобретение и углубление знаний по актуальным проблемам ценообразования в современных условиях развития экономики России;
• знакомство с существующими теоретическими подходами к ценообразованию, зарубежной практикой ценообразования, системами формирования цен на предприятиях и тем, как ценообразование взаимосвязано с другими аспектами деятельности предприятий.
В курсе лекций рассмотрены пять тем:
В теме 1 дано определение понятия «цена», рассматриваются функции цены, а также цели и факторы ценообразования.
В теме 2 речь идет о классификации цен и стратегиях ценообразования.
В теме3подробно освещаются методы ценообразования, практика их применения, а также использование надбавок, скидок и поправок к ценам.
Тема 4посвящена рыночной конъюнктуре и ее влиянию на ценообразование на рынках различных типов.
В теме 5анализируется процесс ценообразования на мировом рынке, а также опыт государственного регулирования цен в зарубежных странах.
К каждой теме даны вопросы для самопроверки.
По окончании тем приведены контрольный тест и материалы для практических занятий, что поможет усвоению изученного материала.
Тема 1. Цена: понятие, функции, цели и факторы ценообразования
План лекции
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике
1.2 Функции цены
1.3. Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования
1.4. Цели ценовой политики и принципы ценообразования
1.5. Информация, необходимая при принятии управленческих решений о ценах






