В странах с развитой рыночной экономикой на процессы ценообразования оказывает воздействие государство. Изучение зарубежного опыта ценообразования позволяет понять его закономерности и тенденции и использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России.
История развития экономики многих стран подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, предпочтительнее оказался смешанный тип, при котором на условиях равноправия сосуществуют государственный и негосударственный секторы. Причем государственные органы обеспечивают эффективное воздействие на экономику, не нарушая механизмов рыночного саморегулирования.
Большая часть стран с экономикой смешанного типа применяют определенные общие правила ценообразования, устанавливаемые законодательными актами, которые регламентируют порядок и методологию формирования цен. Государственные органы ценообразования берут на себя функцию введения цен на конкретные товары и услуги, имеющие для национальной экономики ведущее значение, разрабатывают общие методы и нормативы установления цен, осуществляют контроль за ценами.
|
|
Рассмотрим опыт государственного регулирования цен на примере некоторых стран.
США. В 70-х годах XX в. Соединенные Штаты Америки столкнулись с проблемой галопирующей инфляции, которая началась с ускорения темпов роста оптовых и розничных цен. Администрация президента Р. Никсона сделала попытку справиться с инфляцией методами прямого регулирования цен. В 1971 г. был установлен централизованный контроль за ценами; цены и заработная плата были заморожены с целью не допустить безработицы. В 1972 г. наметились тенденции к стабилизации ситуации: замедлились темпы роста оптовых и розничных цен, стал увеличиваться ВНП. Однако скоро вновь проявились негативные тенденции: замедлилась деловая активность, стал задерживаться рост доходов и т.д. В результате в 1974 г. президент и администрация были вынуждены отказаться от прямого контроля над ценами.
В 1974-1981 гг. предпринимались неоднократные попытки прямого регулирования внутренних цен на энергоносители, повышение которых было связано с подъемом цен на нефтепродукты и природный газ. Эта политика дала негативные результаты: добывающие корпорации потеряли интерес к освоению новых месторождений нефти и природного газа и как следствие уменьшились капиталовложения в энергетику. Импорт нефти в США увеличивался, несмотря на подъем мировых цен. В 1981 г. президент Р. Рейган отменил контроль за внутренними ценами на нефть и нефтепродукты, поскольку, по мнению администрации, такой контроль сдерживал производство, стимулировал потребление, не позволял использовать технологические достижения и делал США все более зависимыми от энергетического импорта.
|
|
В 80 - начале 90-х годов американская администрация ограничивала государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам и делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен в целях общего оздоровления экономики страны. Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под антитрестовское законодательство. Всего в США регулировалось от 5 до 1 0% цен.
Что касается сельскохозяйственной продукции, то в конце 40 - 60-х годов в Америке были введены паритетные цены, обеспечившие сохранение покупательной способности фермеров и их доходов на заданном уровне. Основой расчета этих цен являлись данные первого десятилетия XX в., поскольку соотношение промышленных и сельскохозяйственных цен в этом периоде признавалось оптимальным. Государство взяло на себя обязательство проводить закупки сельскохозяйственной продукции по ценам, не ниже паритетных, которые в результате превращались в минимальные гарантированные цены. Таким же образом регулировались цены в молочной промышленности. Если рыночная цена оказывалась меньше паритетной, то продукты скупает государство и употребляет их на бесплатные завтраки для школьников, помощь неимущим, продовольственную поддержку слаборазвитых стран.
Франция. Франция - одна из немногих западных стран, где существовал достаточно жесткий режим регулирования цен государством. Этот режим частично сохранился и в настоящее время. Несмотря на действие принципа свободного ценообразования, по-прежнему принято прямое регулирование государством цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги и контроль за ценами в условиях конкуренции. В государственном секторе формируется небольшой объем ВНП. К этому сектору относятся отрасли-монополисты, например, электроэнергетика и транспорт, а также национальные и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы.
Государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объемы инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. На национальные и коммерческие банки и страховые компании государство оказывает минимальное воздействие. Примерно 20% всех цен диктует государство, остальные 80% - это свободно формируемые цены.
В 1947 г. в связи со снижением покупательной способности франка, его девальвацией в стране была введена контролируемая свобода цен: предприниматели получили право изменять их, поставив об этом в известность государственные органы, которые могли отменить такое решение. Однако уже в начале 1948 г. стал действовать режим свободы ценообразования.
В течение следующих 10 лет правительство приняло шесть законов о блокировке цен, что привело к постепенному ужесточению контроля за ними.
В 1960-1962 гг. произошла почти полная либерализация цен на промышленные товары, но в 1963 г. правительство пошло на новую блокировку цен ввиду осуществления политики «развития без инфляции». Были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.
В 1965-1972 гг. правительство ввело в экономическую практику заключение с предпринимателями так называемых контрактов стабильности, программных контрактов и контрактов против повышения цен.
В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары.
|
|
Программные контракты были призваны способствовать эволюции цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Эти контракты заключались на все товары и услуги, по которым ранее действовали контракты стабильности. Согласно программным контрактам предприятия предоставляли государству сведения о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости персонала, перспективе выхода на внешние рынки, а также подробные сведения о порядке формирования цен, в том числе результаты анализа рыночной ситуации и уровня и характера конкуренции, данные о технико-экономических параметрах товаров, производительности труда, методах финансового управления и пр.
Контракты против повышения цен должны были обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлит рост инфляции. При их подписании правительство принимало на себя обязательство не применять меры, ведущие к увеличению издержек производства.
В середине 70-х годов правительство опять вернулось к практике блокирования цен: были заморожены цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики. В 1976 г. цены в государственном секторе могли повышаться только на заданный процент. При этом государство заключало с предприятиями контракты, по которым предприятия обязывались ограничивать подъем цен на свою продукцию. Если прибыль росла быстрее, чем цены, они облагались специальным антиинфляционным налогом.
Проанализировав ситуацию, французские экономисты пришли к выводу, что государственное блокирование цен неэффективно. Было объявлено о либерализации цен. Это означало не полное прекращение вмешательства государства в ценообразование, а лишь изменение формы воздействия: вместо жестких методов вводились косвенные меры регулирования цен. Поэтому одновременно с решением о либерализации было принято и другое решение — о ценовой конкуренции в промышленности: запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев, а также заключение любых соглашений о минимальных и рекомендуемых ценах на товары народного потребления и услуги.
|
|
Япония. Правительство Японии запрещает устанавливать несправедливые как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены с целью «выбить» конкурентов с рынка. Введены ограничения на единовременный подъем цен. Эти меры распространяются на отрасли, где объем производства составляет более 30 млрд. йен. Если всего три фирмы, принадлежащие к этим отраслям, в течение трех месяцев увеличивали цены примерно на одну и ту же величину (в абсолютном выражении и в процентах), то Комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклад о причинах такого явления и при необходимости начать расследование. Исключения предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешения Комиссии по справедливым сделкам в подобных случаях допускается согласование производителями объемов производства, продаж, капиталовложений, загрузки оборудования и цен.
В Японии работает специальный орган - Бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, отслеживание уровня и динамики цен на товары, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденций спроса и предложения.
В 90-х годах XX в. в Японии регулировались государством цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию, газ, медицинское оборудование, услуги образования.
Финляндия. Эту страну в 80-е годы XX в. называли Скандинавской Японией, поскольку она сделала заметный шаг на пути экономического развития и заняла одно из ведущих мест в мире по уровню жизни населения. Хотя ее экономика опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль регулятора в процессе установления цен. Здесь ему принадлежат важные функции. Через Министерство торговли Финляндии осуществляются планирование и контроль за ценами на продукты питания, зерно, энергоносители, винно-водочные изделия. Значительную роль играет государственный сектор в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на большие сроки под щадящие проценты.
В целом система ценообразования в Финляндии (особенно это касается розничных цен на товары и услуги) отличается гибкостью и позволяет стимулировать потребление. В социально ориентированной рыночной экономике Финляндии эта система дает возможность проводить мероприятия, направленные на повышение жизненного уровня населения. Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики базируются на планово-расчетном ценообразовании.
Испания. Государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на товары первой необходимости, а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки таких товаров и услуг регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. К этим товарам относится продукция предприятий государственного сектора и ряда частных компаний, занятых выпуском товаров первой необходимости. Контроль за формированием цен ведет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов Испании - рабочий орган Правительственной комиссии по экономическим вопросам.
В стране используются следующие виды цен, которые в той или иной степени регулируются государством:
• разрешительные цены - вопрос об их повышении рассматривается Высшим советом по ценам. Так устанавливаются цены на соевое масло, попутный сжиженный газ, керосин, дизельное топливо,
• уведомительные цены - для получения разрешения на их увеличение требуется уведомить Высший совет по ценам за месяц до осуществления повышения;
• местные цены - решение о подъеме цен на такие услуги, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц санкционируются провинциальными комиссиями по ценам.
В последние годы список товаров, цены на которые регулируются Высшим советом по ценам, значительно уменьшился.