Определение, понятие и задачи логистики

В настоящее время коммерческие отношения формируются в усло­виях высокой конкуренции и неустойчивости рыночной среды. Что­бы добиться успеха в предпринимательской деятельности, требуется применение современных способов и методов управления потоковы­ми процессами. Одним из прогрессивных научно-прикладных направ­лений в данной области является логистика.

Термин «логистика» имеет греческий корень: lоgоs означает ра­зум, lоgismos — расчет, раздумье, план, следовательно, logistika опре­деляется как искусство проведения расчетов. В XX в. принципы логи­стики использовались для обеспечения четкого взаимодействия военно-промышленного комплекса, транспортной системы и баз снаб­жения армии США оружием, боеприпасами, продовольствием и т.д. В 50-е гг. прошлого столетия появляются публикации по теоретичес­ким основам логистики и возможности ее использования в экономи­ке. В 1970-е гг. термин «логистика» вводится в словари многих зарубеж­ных стран, а в 1990-е и в российские словари.

В настоящее время логистика определяется как управление ма­териальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Практика показывает, что компании, использующие логи­стику, добились преимущества перед конкурентами и значительно увели­чили прибыль за счет сокращения производственных издержек в обла­сти ресурсного потенциала,

Ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпора­ции, такие как IВМ, Ргос1ег&СатЫе, Соса-Со1а, General Моtors, Fогd Моtors, Volvо, Тоуоtа Моtors, Еlectrolux, ТNТ, С&F Industries, General Fооds и многие другие в управлении применяют логистику.

На российском рынке логистические концепции и системы про­двигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым уча­стием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще на­стороженно относятся к внедрению логистических инноваций, хотя для России формирование и развитие логистических систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное простран­ство.

Логистическая система -это система с обратной связью, выполня­ющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внеш­ней средой.

Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в за­данное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или лично­му потреблению при заданном уровне издержек.

Логистические системы делят на макро - и микрологистические.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организа­ции различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет со­бой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

Микрологистические системы являются подсистемами макро - логистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипро­изводственных логистических систем, в состав которых входят техно­логически связанные производства, объединенные единой инфраструк­турой.

Логистическая система предприятия отвечает за поставку матери­ала, весь производственный цикл и сбыт произведенного товара, до­стигая при этом заранее намеченных целей. Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.

Таким образом, главная задача логистики — разработка тщатель­но взвешенного и обоснованного плана, который способствовал бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия, по­вышению его рыночной доли и получению преимуществ перед конку­рентами, а одной из основных задач логистики является создание ин­тегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида функций — оперативные и координационные.

Оперативные функции — управление движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения:

• к функциям в сфере снабжения относится управление движе­нием сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой про­дукции от поставщика к производственным предприятиям, складам;

• функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предпри­ятия производителя к потребителям.

Координационные функции:

• выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

• анализ рынков, на которых оперирует предприятие, и прогнози­рование поведения других источников этих рынков;

• обработка данных, касающихся заказов и потребителей кли­ентуры.

Следовательно, логистика применяется на стыке двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого предприятием пред­ложения, базирующегося на соответствующей информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: