double arrow

Взаимодействие логистики с другими организационными процессами

Логистика занимается управлением материальных, информаци­онных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.

Особое значение концепции логистики для промышленного и тор­гового менеджмента обусловлено тем, что в ней уделяется много вни­мания балансу и эффективности комплекса функций по снабжению, производству, распределению и реализации. Нарушение в одном ком­плексе функций может расстроить работу всей производственно-хо­зяйственной системы.

Осуществление логистической деятельности тесно переплетает­ся с другими видами производственной деятельности. Зачастую логи­стическая функция распределяется по различным службам. Например, одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с тре­бованиями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.

Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит с мар­кетингом. По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг пред­ставляют собой части единого процесса — удовлетворения потребнос­тей потребителей. Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно-хозяйственной дея­тельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием концепции марке­тинга и логистики независимо друг от друга. В то же время наилуч­ший результат можно получить при умелом использовании обеих кон­цепций одновременно. Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потре­бителей. Требования потребителей заключаются не только в обеспе­чении производства, сырьем, материалами и изделиями высокого качества, но и в своевременном обеспечении по выгодным ценам логистическими услугами при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования, необходима актив­ная маркетинговая деятельность.

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план. Если проанализиро­вать вышеизложенное, то станет ясно, что функции маркетинга не мо­гут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия служб логистики.

Известно, что современная концепция маркетинга выделяет че­тыре основные комплексные функции:

1) разработку и планирование ассортимента продукции;

2) управление информационными потоками;

3) организацию товародвижения и продаж;

4) рекламу и стимулирование сбыта.

В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределя­ет предметную специализацию и ассортиментную структуру производ­ства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистиче­ской системы. В свою очередь, логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управление потоковыми процес­сами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки в ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику про­дуцента.

Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида про­дукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотрен­ные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально-технических ресурсов, их дальнейшему ис­пользованию в производственном процессе, а затем в физическом рас­пределении, подготовке и доставке продукции потребителям.

Кроме того, возникают потребности в совершенно новых ресур­сах. Недостаточно обоснованное решение или изменение ассортимен­та при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и перед логистикой, особенно в об­ласти управления запасами, заказами, транспортировкой и управлени­ем информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении совокупных издержек.

Например, решение об изменении упаковочного материала, при­нятое под воздействием маркетинговых предпосылок, но не учитыва­ющее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого обору­дования, позволяющего делать это качественно.

Вторая функция задает параметры логистической системе и мар­кетинговой стратегии. Организация эффективного управления инфор­мационными потоками, создание современной системы информаци­онного обеспечения являются важнейшей задачей логистики. Кроме того, в комплексе мотиваций потребителей значительную часть зани­мают условия доставки и связанные с этим вопросы.

Третья функция связана с логистикой наиболее тесно.

Если не налажено приемлемое транспортно-экспедиционное об­служивание потребителей и торговых посредников, то все маркетин­говые исследования и работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению могут быть напрасными. Ненадлежащее выполнение договорных обязательств по поставкам может повлечь разнообразные штрафные санкции.

Маркетинг помогает определить логистике рамки и параметры сервисного обслуживания; проследить структуру и динамику мотива­ций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюн­ктуры и спроса и т.д.

Соблюдение логистических принципов на этапе реализации го­товой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третьей маркетинговой функции. Однако они быстро окупаются, при­нося хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.

Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логи­стикой.

Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в мар­кетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей ре­кламы для производителя, нежели имидж ответственного и надежно­го поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единой областью функционального приложения, едиными конечными целями, но с раз­личным инструментарием и предметом интересов.

Служба логистики на предприятии тесно связана с планирова­нием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих час­тей определенного количества и качества. Соответственно служба ло­гистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного мате­риального потока (а следовательно, организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске про­дукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

Логистика взаимодействует с производством в процессе орга­низации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в форми­ровании графиков выпуска готовой продукции. Существенной функ­цией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой про­дукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на произ­водство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уров­ня качества, а также контроль за его соблюдением тоже является со­вместной задачей службы логистики предприятия и службы плани­рования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на пред­приятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельно­стью финансовой службы. Например, определяя оптимальные объ­емы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не толь­ко из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обес­печения логистических процессов. Кроме того, совместно осущест­вляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: