Финансовые ресурсы организации, их источники

Финансовые ресурсы — это денежные средства, имеющиеся в рас­поряжении предприятия и предназначенные для осуществления теку­щих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполне­ния финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержа­ние и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Различают два основных вида финансовых ресурсов, необходи­мых для деятельности предприятия, — долгосрочные финансовые сред­ства в виде основных фондов (капитала) и краткосрочные (текущие) финансовые средства для каждого производственного цикла, т.е. до момента получения дохода от продажи готовой продукции.

При определении потребности в денежных ресурсах необходимо учитывать:

• для какой цели требуются денежные средства и на какой период (краткосрочный или долгосрочный);

• когда и сколько необходимо иметь денежных средств;

• можно ли изыскать необходимые средства в рамках предпри­ятия или придется обращаться к другим источникам;

• каковы будут затраты при уплате долгов;

• когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода, какова будет величина этого дохода.

После тщательного рассмотрения всех вариантов выбирается наиболее приемлемый источник получения денежных средств.

Источники финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

Основными источниками финансовых ресурсов на действующих предприятиях являются прибыль (от основной и других видов дея­тельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления.

При недостатке собственных средств предприятие может обра­титься за кредитом. В зависимости от того, на какое время берется кре­дит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех дет) и долгосрочные (от трех до пяти лет) кредиты. Кредитова­ние имеет две разновидности:

1) кредитование деятельности хозяйствующего субъекта в фор­ме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит);

2) кредитование как разновидность расчетов, т.е. расчетов с рас­срочкой платежей (торговый кредит).

Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Обеспечение кредита — это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем, или гарантом, мо­жет являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассо­циация и др.).

Банковский кредит выдается на конкретный срок под определен­ный кредитный процент. Кредит может выдаваться под долговое обяза­тельство, именуемое векселем. Одна из форм банковского кредита со­стоит в том, что банк разрешает фирме расходовать деньги сверх суммы на ее расчетном счете. Такой кредит называется овердрафтом, за него также уплачивается процент банку.

Следует отметить, что из-за высоких процентных ставок, действу­ющих в настоящее время в России, пользование банковским кредитом для многих предприятий, особенно малых, затруднительно. При ост­рой необходимости в средствах пользуются в основном краткосроч­ным кредитом.

Торговый кредит, именуемый также коммерческим, заключается в том, что предприниматель приобретает товар с отсрочкой платежа. А это равносильно получению в долг от продавца товара суммы, рав­ной стоимости товара. Предприниматель, приобретающий товар, обя­зуется согласно контракту, заключенному с поставщиком, вернуть ему стоимость полученного товара в определенный срок с выплатой про­цента за кредит, предоставленный в виде товара. Торговым кредитом пользуются преимущественно оптовые покупатели товара, хотя не ис­ключается его использование и при продаже в розницу. В этом случае принято говорить о покупке товаров с оплатой в рассрочку.

В условиях рыночной экономики получают развитие новые формы взаимоотношений предприятий и банков. Прежде всего имеются ввиду лизинг (см. параграф 8.3), факторинг и франчайзинг. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой фирмы или факторингового отделения банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой фирмы) и управлению его долговыми требованиями.

Факторинг особенно выгоден для предприятий малого и среднего бизнеса как форма финансирования, позволяющая руководству сотрудникам сконцентрироваться на производственных проблемах максимизации прибыли, а также ускоряющая получение большей части платежей, гарантирующая полное погашение задолженности и снижающая расходы по ведению счетов. Факторинг дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные и весьма дорогостоящие кредиты в банке. Все это благоприятно сказывается на финансовом положении предприятия.

Франчайзинг — это система продажи лицензий (франшиз) на технологию и товарный знак. Система франчайзинга позволяет широко использовать ресурсы крупных предприятий для финансирования малого бизнеса.

Покупка франшизы выгодна, поскольку риск сравнительно мал. Вкладывая деньги во франшизу, вы приобретаете жизнеспособное предприятие, которое уже долгое время работало успешно. Лицензиар (фирма, предоставляющая франшизу) может сдать в аренду основные фонды, предложить финансирование. Помимо предоставления финансовой и консультативной помощи лицензиар, как правило, обуча­ет нового предпринимателя методам управления фирмой. Многое ли­цензиары предлагают консультации по вопросам рекламы, налогов и другим проблемам бизнеса, а также по руководству повседневной дея­тельностью предприятия, работающего на основе франшизы.

Для финансирования крупными фирмами малых фирм - новаторов, занимающихся прежде всего вопросами нововведений, обычно используется венчурный (рисковый) капитал. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, свя­занных с разработкой и освоением принципиально новых товаров, становится осуществление так называемого рискового финансирования небольших фирм, специализирующихся на подобных разработках.

Как уже отмечалось, для малых фирм характерны простота уп­равления, широкий простор личной инициативы, возможность про­ведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение' к своей деятельности изобретателей. Многие из таких фирм вносят существенный вклад в инновационный процесс, разработку новой про­дукции, прогрессивных технологий.

Участие крупных фирм в рисковом финансировании обусловле­но не только повышенной по сравнению с традиционными формами ведения НИОКР отдачей, но и их прямой экономической заинтересо­ванностью. Дело в том, что независимые малые фирмы пользуются налоговыми и другими льготами, получают прямую финансовую под­держку в рамках правительственных программ стимулирования науч­но-технического прогресса. В результате всего этого рисковое финан­сирование в настоящее время во многих странах активно развивается.

Подобное сотрудничество крупных и малых фирм является вза­имовыгодным, так как рисковое финансирование позволяет фирме-заемщику освоить новые рынки гораздо быстрее и с меньшими затрата­ми, чем если бы она это осуществляла за счет собственных ресурсов.





Подборка статей по вашей теме: