Управление запасами направлено на обеспечение бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции и минимизацию текущих затрат по их обслуживанию на предприятии.
В качестве материально - производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Цель управления запасами - обеспечение бесперебойного производства и поставки продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов, нахождение оптимального соотношения между издержками и выгодами.
Товарные запасы должны отвечать определенным требованиям:
· достигать известных размеров, чтобы в течение данного периода удовлетворять размерам спроса;
· быть больше, чем средние размеры продажи;
· постоянно возобновляться.
Состав товарных запасов отражен на схеме (рис. 2.8).
Рисунок 2.8 - Состав товарных запасов предприятий
В товарные запасы не включаются:
• товарные запасы в пути;
• тара всех видов, как занятая под товарами, так и свободная;
• запасы товаров на складах юридических лиц, занимающихся заготовительной деятельностью.
Совокупность видов товарных запасов можно классифицировать по различным признакам (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Классификация видов товарных запасов в торговле
Признак классификации | Виды товарных запасов |
А | Б |
1. По назначению | 1. текущего хранения; 2. сезонного хранения; 3. досрочного завоза; 4. целевого назначения |
2. По месту нахождения | 1. на предприятиях розничной торговли; 2. на базах и складах, обслуживающих розничные предприятия; 3. на мелкооптовых базах, распределительных складах и базах; 4. на производственных предприятиях; 5. на предприятиях общественного питания |
3. По соответствию спросу населения | 1. соответствующие спросу населения; 2. несоответствующие спросу населения |
4. По времени формирования | 1. на начало периода (входные) 2. на конец периода (выходные); 3. на определенную дату |
5. По измерителям | 1. натуральные; стоимостные; 2. относительные; абсолютные |
6. По размеру | 1. максимальные; 2. минимальные; 3. средние |
7. По соответствию нормативу | 1. нормативные; 2. сверхнормативные; 3. ниже норматива |
8. Признаку потребительского назначения | 1. по продовольственным товарам; 2. по непродовольственным товарам |
9. По регулярности обновления | 1. регулярного (текущего) обновления; 2. товаров сезонного расходования; 3. товаров сезонного поступления; 4. периодического обновления |
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом товарооборота. Поддержание нужных пропорций между величиной товарооборота и товарных запасов необходимо для предприятий торговли.
При недостаточной величине запасов возникают трудности в удовлетворении покупательского спроса. При излишке товарных запасов вызывают дополнительные потери, рост потребности в кредитах банка и расходов по оплате процентов за пользование ими, ухудшение финансового состояния.