Система информационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Система информационного обеспечения финансового менеджмента
Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от ее информационного обеспечения. В условиях перехода к рыночной экономике известная формула «время – деньги» дополняется аналогичной формулой: «информация – деньги». Применительно к финансовому менеджменту она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития. Чем больший размер капитала используется предприятием, чем более диверсифицирована его хозяйственная деятельность, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности финансовой деятельности.
Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечить необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей (рисунок 1.1).
Характеризуя состав пользователей информации, входящей в информационную систему финансового менеджмента, следует отметить, что круг интересов внешних и внутренних потребителей этой информации существенно различается (таблица 1.1).
Рисунок 1.1 - Состав основных пользователей финансовой информации предприятия
Таблица 1.1 – Круг интересов внешних и внутренних пользователей информации
Пользователи | Интересы | Источники информации |
Менеджеры предприятия | Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности; принятие управленческих и финансовых решений | Внутренние отчёты предприятия; финансовая отчётность |
Органы налогообложения | Налогообложение | Финансовая отчётность; налоговая отчётность; данные внутренних проверок |
Акционеры | Оценка адекватности дохода степени рискованности инвестиций; оценка перспектив выплаты дивидендов | Финансовая отчётность |
Кредиторы | Определение наличия ресурсов для погашения кредитов и выплаты процентов | Финансовая отчётность; специальные справки |
Поставщики | Определение наличия ресурсов для оплаты поставок | Финансовая отчётность |
Покупатели | Оценка того, насколько долго предприятие сможет продолжать свою деятельность | Финансовая отчётность |
Служащие | Оценка стабильности и рентабельности деятельности предприятия в целях определения перспектив занятости и выплат от предприятия | Финансовая отчётность |
Статистические органы | Статистические обобщения | Статистическая отчётность; финансовая отчётность |
Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия и его финансовое состояние. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.
Внутренние пользователи, наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Кроме того, внутренние пользователи используют значительный круг финансовых показателей, формируемых из внешних источников, которые также входят в информационную систему финансового менеджмента.
Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних, так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему финансового менеджмента, предварительно классифицируется.
Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Система показателей из внешних источников
1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития его активов и капитала, осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.
Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока (табл.1.2).
Таблица 1.2 - Показатели общеэкономического развития страны
Показатели макроэкономического развития | 1) темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода; 2) денежные доходы населения; 3) вклады населения в банках; 4) индекс инфляции; 5) учетная ставка центрального банка. |
Показатели отраслевого развития | 1) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика; 2) общая стоимость активов предприятий, в том числе оборотных; 3) сумма собственного капитала предприятий; 4) сумма валовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности; 5) ставка налогообложения прибыли по основной деятельности; 6) ставки налога на добавленную стоимость и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями отрасли; индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде. |
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных инвестиция, привлечения кредитов, валютных операций и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации. Показатели подразделяются на три блока (табл. 1..3).
Таблица 1.3 - Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка
Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка | 1) виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; 2) котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; 3) объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; 4) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке. |
Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка | 1) кредитная ставка отдельных коммерческих банков; 2) лизинговая ставка по видам лизингуемых активов; 3) депозитная ставка отдельных коммерческих банков. |
Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов валютного рынка | 1) официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие; 2) курс покупки-продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками. |
3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.
4. Нормативно-регулирующие показатели. Система этих показателей учитывается в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы (рис. 1.3).
1. Показатели финансовой отчетности предприятия. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.
Информационная база, формируемая на основе финансового учета, имеет определенные недостатки, основными из которых являются: отражение информативных показателей лишь по предприятию в целом; низкая периодичность разработки; использование только стоимостных показателей.
Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока (табл. 4).
Таблица 1.4 - Показатели финансовой отчетности предприятия
Баланс предприятия | Актив | 1) внеоборотные активы; 2) оборотные активы; 3) затраты будущих периодов. |
Пассив | 1) собственный капитал; 2) обеспечение предстоящих затрат и платежей; 3) долгосрочные обязательства; 4) текущие обязательства; 5) доходы будущих периодов. | |
Отчет о финансовых результатах | 1) финансовые результаты; 2) элементы операционных затрат; 3) расчет показателей прибыльности акций. | |
Отчет о движении денежных средств | 1) движение средств в результате операционной деятельности; 2) движение средств в результате инвестиционной деятельности; 3) движение средств в результате финансовой деятельности. |
Рисунок 1.3 – Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников
2. Показатели управленческого учета предприятия. Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени – в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности.
В сравнении с финансовым управленческий учет обладает следующими основными преимуществами: он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно и тенденции изменения цен на сырье, готовую продукцию и т.п.); периодичность представления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений (при необходимости информация может представляться даже ежедневно); этот учет может быть структурирован в любом разрезе – по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п. (при одновременном агрегировании показателей в целом по предприятию); он может отражать отдельные активы с учетом темпов инфляции, стоимости денег во времени и т.п. Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям.
В процессе построения системы информационного обеспечения управления финансовой деятельностью управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и других. Эти группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам:
1) по сферам финансовой деятельности предприятия;
2) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация финансовой деятельности);
3) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).
Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии и должен быть в первую очередь подчинен задачам информативного обеспечения процесса оперативного управления финансовой деятельностью.
3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия. Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам:
1) Система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;
2) Система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.
Высокая роль финансовой информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет соответственно высокие требования к ее качеству при формировании информационной системы финансового менеджмента. Так, к информации, включаемой в эту систему, предъявляются следующие основные требования (рис. 1.4).
Рисунок 1.4 – Состав основных требований, предъявляемых к информации, включаемой в информационную систему финансового менеджмента
1. Значимость определяет насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь, в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов.
2. Полнота характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
3. Достоверность определяет насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяема.
4. Своевременность характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования. Отдельные виды информативных показателей, используемых в финансовом менеджменте, «живут» в его информационной системе в неизменном количественном выражении лишь один день, (например, курс иностранных валют, курс отдельных фондовых и денежных инструментов на финансовом рынке), другие – месяц, квартал и т.п.
5. Понятность определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания (а соответственно и адекватного ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается. Не следует однако смешивать требования понятности информации для определенной категории пользователей с ее универсальной доступностью для понимания всеми участниками финансовой деятельности предприятия, так как ряд из них может не иметь достаточного уровня квалификации для адекватной ее интерпретации.
6. Релевантность (или избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формирующей информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. «Информационное переполнение» системы финансового менеджмента усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит к формированию малосущественных альтернативных проектов этих решений, удорожает процесс информационного обеспечения управления финансовой деятельностью предприятия.
7. Сопоставимость определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п. Такая сопоставимость обеспечивается идентификацией определения отдельных информативных показателей и единиц их измерения, использованием соответствующих национальных и международных стандартов финансовой отчетности, последовательностью и стабильностью применяемых методов учета финансовых показателей на предприятии.
8. Эффективность применительно к формированию информационной системы финансового менеджмента означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке к реализации соответствующих управленческих решений.