Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ




Финансовых контроллинг представляет собой регуляторную управляющую систему, координирующую взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, направленных на ее нормализацию.

Как видно из определения, финансовый контроллинг не ограничивается рамкамитолько внутреннего финансового контроля, а служит действенным механизмом формирования, реализации и корректировки всех основных управленческих решений всфере финансового менеджмента.

Основными функциями финансового контроллинга являются:

• наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системойплановых финансовых показателей и нормативов;

• измерение степени отклонения фактических результатов

финансовой деятельностиот предусмотренных;

• диагностированиепо размерам отклонений серьезных ухудшений вфинансовом состоянии предприятия и существенного снижения темповего финансовогоразвития;

разработка оперативных управленческих решенийпо нормализации финансовой деятельности предприятияв соответствии с предусмотренными целями и показателями;

• корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Построение системы финансового контроллинга на предприятии базируется на определенных принципах, основнымииз которых являются :

1. Направленность системы финансового контроллинга на реализацию разработанной финансовой стратегии предприятия. Для того, чтобы быть эффективным финансовый контроллинг должен носить стратегический характер, т.е. отражать основные приоритеты финансового развития предприятия. Это определяет целенаправленное ограничениеконтроллингом рассматриваемых финансовых операций.Обширный контроль над всеми текущими финансовымиоперациями неимеет смысла, так как будет лишь отвлекать финансовых менеджеров от более важных целей управления финансовой деятельностью.

2. Многофункциональность финансового контроллинга. Он должен обеспечивать контроль реализации приоритетных показателей финансового развития не только по предприятию в целом, но и в разрезе отдельных его центров ответственности, предусматривать возможность сравнения контролируемых показателей со среднеотраслевыми, обеспечивать взаимосвязь рассматриваемых финансовых показателей с другими важнейшими показателями хозяйственной деятельности предприятия.




3. Ориентированность финансового контроллинга на количественные стандарты. Эффективность управляющих действий контроллинга значительно возрастает, если контролируемые стандарты деятельности выражены конкретными количественными показателями.Это не означает, чтоконтроллингне должен охватывать качественныеаспекты — речь идетлишь о том, что эти качественные аспекты должны быть выражены в системеколичественных стандартов, что исключит различное их толкование.

4. Соответствие методов финансового контроллинга специфике методов финансового анализа и финансового планирования. В процессе организации внутреннего финансового контроля необходимо ориентироваться на весь арсенал ранее рассмотренных систем и методов финансового планирования (при подготовке стандартов контроля) и анализа (при подготовке показателей, отражающих фактически достигнутые результаты, и выявлении причиних отклонений от стандартов).

5. Своевременность операции контроллинга. Эта своевременность заключается не в высокой скорости или частоте осуществления контрольных и функций, а в адекватности периодов контрольных и корректирующих действий периоду осуществления отдельных операций, связанных с формированием результатов финансовой деятельности.

Главное условие своевременности финансового контроллинга заключается вследующем: он должен носитьхарактер "раннего предупреждениякризисного развития", т.е. позволять устранять текущие отклонения прежде, чемони примут серьезный характер.



6. Гибкость построения контроллинга.Финансовый контроллинг должен быть построен с учетомвозможности приспособления к новымфинансовым инструментам; к новым нормам и видам осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности; к новым технологиям и методам осуществленияфинансовых операций.

Без достаточной степенигибкости система контроллинга не будет эффективной даже в тех областяхуправления финансовой деятельностью, длякоторых она изначально строилась.

7. Простота построения контроллинга. Простейшие формы и методы финансового контроллинга, построенного в соответствии сего целями,требуют меньших усилий менеджерови, как правило, болееэкономичны. Чрезмерная сложность построения финансового контроллинга может быть не понята илине поддержана его операторами, а также потребовать существенного увеличения потока информации дляего осуществления.

8. Экономичность контроллинга. Затратыпо осуществлению финансовогоконтроллинга должны быть минимизированы с позиций их адекватности эффекту этой системы. Это означает,что объем расходов по организации контроллингане должен превышать размера того эффекта (снижения затрат, прироста доходов, увеличения прибыли и т.п.), который достигается в процессе его осуществления.

С учетом перечисленных принципов финансовый контроллинг на предприятии строится по следующим основным этапам:

1. Определение объекта контроллинга.Это общее требование к построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации. Объектом финансового контроллинга являются управленческие решения по основным аспектам финансовой деятельности предприятий.

2. Определение видов и сферы контроллинга.В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, он подразделяется на следующие основные виды: стратегический контроллинг; текущий контроллинг; оперативный

контроллинг. Каждому из перечисленныхвидов контроллинга должна соответствовать определеннаяего сфера и периодичность осуществления егофункций. В табл.1приведены основные характеристики отдельных видов финансового контроллинга на предприятии.

Таблица 1.5 - Характеристика отдельных видов

финансового контроллинга на предприятии

Виды финансового контроллинга Основная сфера контроллинга Основной контрольный период
1.Стратегический контроллинг Реализация финансовой стратегии и ее целевых показателей Квартал; год
2. Текущий контроллинг Реализация текущих финансовых планов Месяц; квартал
3. Оперативный контроллинг Реализация бюджетов Неделя; декада; месяц

3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей.Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируетсяпозначимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровняотбираются наиболее важныеиз контролируемых показателейданного видаконтроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня,показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетовпервого уровня; аналогичнымобразом формируетсясистема приоритетов третьего ипоследующих уровней.Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величинот предусмотренных соответствующими заданиями.

При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности; для отдельных направлений финансовой деятельности предприятия; для различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдельным направлениям финансовой деятельности.

Пример формирования системы приоритетов контролируемого показателя суммы чистой прибыли по операционной деятельности приведен в табл. 1.6.

Таблица 1.6 - Пример формирования системы приоритетов

контролируемого показателя суммы чистой прибыли

по операционной деятельности предприятия

Приоритеты первого порядка Приоритеты второго порядка Приоритеты третьего порядка и т.д.
Сумма чистой прибыли Сумма доходов Уровень цен на продукцию Объем реализации продукции Структура реализации продукции  
Сумма затрат Уровень цен и тарифов на услуги Объем производства продукции Структура производства продукции  
Сумма налоговых платежей Изменение системы налогов Изменение ставок налогообложения Изменение системы налоговых льгот  

4. Разработка системы количественных стандартов контроля. После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых финансовых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты могут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов, для корректировки

стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п.

5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят "следящая система") составляет основу финансового контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за важнейшими показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонении фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонении.

Построение системы мониторинга важнейших финансовых показателей охватывает следующие основные этапы:

а) Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую "первичную информационную базу наблюдения", необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия.

б) Разработка системы обобщающих (аналитических)показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой контролируемых финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и рассматриваемых аналитических показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.

в) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:

· фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);

· размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;

· факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее:

· объяснениепричин отрицательных отклонений по показателю вцелом и отдельным его составляющим;

· указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения.

Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).

г)Определение контрольных периодов по каждому виду финансового контроллинга и каждой группе рассматриваемых показателей.Конкретизация контрольного периодапо видамконтроллинга и группам показателей определяется "срочностьюреагирования", необходимой для эффективного управления финансовой деятельностьюна данном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:

— недельный (декадный) контрольный отчет;

— месячный контрольный отчет;

— квартальный контрольный отчет.

д) Установление размеров отклонении фактических результатов рассматриваемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных,так и в относительных показателях.Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателямвсе отклонения подразделяются на три группы:

— положительное отклонение;

— отрицательное "допустимое" отклонение;

— отрицательное "критическое" отклонение.

Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий "критических" отклонений,который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве критерия "критического" отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.

е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов рассматриваемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным "центрам ответственности". В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются "критические" отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов.По каждому "критическому" отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей.

Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.

6.Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах (рис. 1.5):

а) "Ничего не предпринимать". Эта форма реагирования предусматриваетсяв тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного "критического" критерия.

б) "Устранить отклонение". Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей.При этомрезервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу "отсечения лишнего"), использования системы финансовых резервов и другие.

в) Изменить систему плановых или нормативных показателей". Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых плановили отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.

Внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью.

 
 






Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1355; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10127 - | 7767 - или читать все...

Читайте также:

 

3.83.192.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.