Л И Т Е Р А Т У Р А

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО КУРСУ

Данный словарь содержит базовый набор терминов, лежащих в основе изучения курса. Основной источник информации – Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Близкодействие – представление, согласно которому взаимодействие между удаленными друг от друга телами осуществляется с помощью промежуточных звеньев (или среды), передающих взаимодействие от точки к точке с конечной скоростью.

Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Дальнодействие – (действие на расстоянии), представление, согласно которому действие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на сколь угодно большие расстояния. Открытие электромагнитного поля показало, что концепция дальнодействия неверна (60–80-е гг. XIX в.).

Естественнонаучная и гуманитарная культура. Сторонники ЕНК считают, что именно естествознание с его точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальные – позитивисты – считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания – аксиоматико-дедуктивный способ математики. Сторонники ГК считают, что такой взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и поэтому является явно утопическим и мало продуктивным. Наиболее радикальные – антипозитивисты – вовсе отказываются признать общность и единство между гуманитарным и естественнонаучным познанием. С появлением таких методов исследования, как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции и др. прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями существенно ослабла. Системный подход ориентирует исследователя на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым предостерегает его от односторонности, неполноты и ограниченности результатов. Эволюционный взгляд на явления, события и процессы помогает понять их роль в общем процессе развития. Самоорганизация раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.

Естествознание – естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

Законы сохранения – законы, согласно которым численные значения некоторых физических величин не изменяются с течением времени при различных процессах. Важнейшие законы сохранения – законы сохранения энергии, импульса, момента количества движения, электрического заряда. Кроме этих строгих законов сохранения существуют приближенные законы сохранения, которые справедливы лишь для определенного круга процессов; например, сохранение четности нарушается лишь слабыми взаимодействиями.

Концепция – (от лат. conceptio – понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля слово концепция трактуется как «понятие, образ понятия, способ понимания, соображения и выводы». В более позднем «словаре» под ред. Ушакова под этим словом понимается замысел, теоретическое построение, то или иное понимание чего-либо.

Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Метод – (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с XVI–XVII вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с XVII в. удваивается примерно каждые 10–15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.

Научно-техническая революция(НТР) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с сер. ХХ в. Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством.

Научный метод. Представляет воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует 1) о взаимосвязи и единстве этих наук и 2) об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

Парадигма – (от греч. paradeigma – пример, образец) в философии, социологии – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Принцип дополнительности – сформулирован Н. Бором, согласно данному принципу при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти две взаимоисключающие картины: энергетически-импульсная и пространственно-временная, получаемые при взаимодействии микрообъекта с соответствующими измерительными приборами, «дополняют» друг друга. Принцип дополнительности сыграл важную роль при формировании квантовой механики.

Принцип неопределенности – фундаментальное положение квантовой теории, утверждающее, что характеризующие физическую систему т.н. дополнительные физические величины (например, координата и импульс) не могут одновременно принимать точные значения; отражает двойственную, корпускулярно-волновую природу частиц материи (электронов, протонов и т.д.). Неточности при одновременном определении дополнительных величин связаны соотношением неопределенностей, которое для неточностей D х и D Р в определении координаты х и проекции на нее импульса P имеет вид: D х D Р ³ h, где h – постоянная Планка.

Принцип относительности – фундаментальный физический закон, согласно которому любой процесс протекает одинаково в изолированной материальной системе, находящейся в состоянии покоя, и в такой же системе в состоянии равномерного прямолинейного движения. Состояния движения или покоя определяются по отношению к произвольно выбранной инерциальной системе отсчета. Принцип относительности лежит в основе специальной теории относительности Эйнштейна.

Принцип суперпозиции – 1) в классической физике: результирующий эффект от нескольких независимых воздействий; представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности. Справедлив для систем или полей, описываемых линейными уравнениями; важен в механике, теории колебаний и волн, теории физических полей.
2) в квантовой механике принцип суперпозиции относится к волновым функциям: если физическая система может находиться в состояниях, описываемых двумя (или несколькими) волновыми функциями, то она может также находиться в состоянии, описываемом любой линейной комбинацией этих функций (принцип суперпозиции состояний).

Пространство и время. Как философские категории, пространство – форма сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время – форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени – длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства – протяженность, единство прерывности и непрерывности.

Симметрия – (от греч. symmetria – соразмерность) в широком смысле – инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований (т.е. изменений ряда физических условий). Симметрия лежит в основе законов сохранения.

Энтропия – (от греч. entropia – поворот, превращение) (обычно обозначается S), функция состояния термодинамической системы, изменение которой dS в равновесном процессе равно отношению количества теплоты dQ, сообщенного системе или отведенного от нее, к термодинамической температуре Т системы. Неравновесные процессы в изолированной системе сопровождаются ростом энтропии, они приближают систему к состоянию равновесия, в котором S максимальна. Понятие «энтропия» введено в 1865 г. Р. Клаузиусом. Статистическая физика рассматривает энтропию как меру вероятности пребывания системы в данном состоянии (Больцмана принцип). Понятием энтропии широко пользуются в физике, химии, биологии и теории информации.


Основная литература

1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и Образование, 2003. – 592 с.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. – М.: «Владос», 2002, 2000, 1999. – 512 с.

3. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания. – М.: «Высшая школа», 1998. – 383 с.

4. Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. – М.: Академия, 2003. – 608 с.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: «Высшая школа», 2000. – 334 с.

6. Лебедев В.И. Эволюция природы и науки: учебное пособие по курсу «Концепции современного естествознания». – Могилев: МГУ
им. А.А. Кулешова, 2003. – 284 с.

7. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 416 с.

Дополнительная литература

1. Ацюковский В.А. Концепция современного естествознания: История. Современность. Проблемы. Перспективы: курс лекций. – М.: Изд-во МСЭУ, 2000.

2. Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания. – М.: «Высшая школа», 1999.

3. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. – М.: Аспент Пресс, 2000.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. – М.: «Центр», 1998.

5. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учебное пособие для вузов. – М.: ИНФА-М, 2000.

6. Современное естествознание: Энциклопедия в 10 т. / под ред.
В.Н. Сойфер. – М., «Наука», «Флинта», 1999.

7. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

8. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2004. – 622 с.


Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: