Его особенности

Строительство, как отрасль материального производства,

Капитальное строительство в экономической системе России

Строительство является одной из крупнейших отраслей материального производства. В строительстве занято более 10% работоспособного населения страны, такова же и доля валового внутреннего продукта, создаваемого в этой отрасли. Состояние строительной отрасли в значительной мере влияет на состояние экономики страны в целом, ее экономической мощи и обороноспособности.

Строительство, как отрасль, тесно связано практически со всеми другими отраслями материального производства. Его обслуживает более 70 других отраслей экономики, при этом используется более 50 % продукции промышленности строительных материалов (цемент, известь, кирпич, сухие смеси и др.), 18 % металлопроката (швеллеры, двутавры, лист), 40 % пиломатериалов (круглый лес, доски, паркет, оконные и дверные блоки и др.), более 10 % продукции машиностроения (краны, экскаваторы, бетононасосы, компрессоры и др.).

В то же время, ни одна другая отрасль и сфера деятельности человека не могут развиваться без строительной отрасли. Жилье, производственные здания и сооружения, торговые объекты, объекты культуры, офисы – все это продукция строительства.

Строительство – это отрасль, объединяющая следующие виды деятельности:

· Возведение зданий и сооружений различного назначения.

· Создание тоннелей, шахт, каналов, дамб.

· Производство работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий, а также зданий и сооружений непроизводственного назначения.

· Работы по монтажу различного вида оборудования на строящихся объектах (технологического, энергетического, транспортного, грузоподъемного и др.).

· Проектно-изыскательские работы, связанные с объектами строительства.

· Работы по капитальному и текущему ремонтам, реконструкции расширению, модернизации и реставрации различных объектов.

Понятие «строительство» следует отличать от термина «капитальное строительство». Последнее является более общим понятием.

Капитальное строительство – это сфера деятельности, в которой осуществляется воспроизводство (т.е. создание новых) основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Прежде всего, здесь речь идет об увеличении богатства страны, так как созданные основные фонды – это стоимость построенных зданий и сооружений. Поэтому капитальное строительство включает в себя деятельность не только строительной отрасли.

В этой сфере заняты:

· Строительные организации всех форм собственности.

· Предприятия и организации других отраслей, обслуживающих процесс воспроизводства основных фондов (промышленности стройматериалов, машиностроения, транспортные организации).

· Росстрой РФ (Федеральное агентство по строительству).

· Банки.

· Проектные, научно-исследовательские, конструкторские организации.

· Организации материально-технического снабжения и комплектации.

· Органы управления различных уровней (федерального, регионального, муниципального).

· Учреждения, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации рабочих и специалистов с высшим образованием.

· Юридические и физические лица, выполняющие функции заказчиков на строительстве объектов, являющиеся распорядителями средств инвесторов и организаторами взаимоотношений между всеми участниками строительства.

Продукцией отрасли «строительство» являются законченные строительством и сданные в эксплуатацию производственные мощности и объекты непроизводственного назначение, подготовленные к выпуску продукции или оказанию услуг.

Отрасль «строительство» объединяет в себе:

1) общестроительные и специализированные организации, выполняющие строительно-монтажные работы подрядным способом.

2) организации, выполняющие строительно-монтажные работы хозяйственным способом.

3) проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации строительного профиля.

4) предприятия стройиндустрии.

В число строительных организаций включаются:

- юридические лица всех форм собственности,

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в строительстве без образования юридического лица.

И те, и другие должны быть зарегистрированы в установленном порядке и иметь лицензию на соответствующий вид строительной деятельности.

Строительство, как отрасль, имеет целый ряд особенностей, которые отличают ее от других отраслей материального производства. Они заключаются в следующем:

· В отличии строительной продукции.

· В специфике производственного процесса.

· В системе ценообразования.

· В выполнении конечной продукции по заказам конкретных юридических и физических лиц.

Строительная продукция неподвижна – это объект недвижимости, неразрывно связанный с землей. Это обуславливает необходимость постоянного перемещения строительных организаций с одной строительной площадки на другую, наличия транспортных средств и дополнительных затрат на эти цели. А каждая площадка должна быть обустроена временными коммуникациями электро-, водо-, теплоснабжения, а также бытовыми помещениями для рабочих и ИТР.

Строительная продукция является материалоемкой, отличающейся большой капитальностью затрат (большой объем ресурсов, большая стоимость).

Строительная продукция многообразна. Она индивидуальна, нет двух одинаковых объектов (разные фундаменты, отделка, газ или электричество и др.).

Строительная продукция имеет большие габариты, не позволяющие организовать производственный процесс в закрытых производственных помещениях, как в промышленности.

Строительная продукция трудоемка. Большая часть работ требует больших затрат живого труда (руками нужно делать), а это требует высококвалифицированных рабочих.

Производственный процесс в строительстве имеет также свои особенности:

Строительство осуществляется в естественных условиях, поэтому на конечную продукцию влияют природные и климатические факторы.

Большая длительность производственного цикла. Нормативный срок строительства объекта 1-3 и более лет.

В создании готовой продукции участвуют различные организации, их состав на площадке непостоянен.

Неоднородный и часто меняющийся состав рабочих на стройплощадке.

Технологическая взаимосвязь всех операций, входящих в состав строительного процесса (крышу после фундаментов не сделать, нельзя их и отправить на склад и продолжить работы позднее, как это можно в промышленности).

Возводимые объекты (готовая продукция) неподвижны, а средства и предметы труда, участвующие в их создании (машины и люди) являются подвижными. В промышленности наоборот.

Система ценообразования в строительстве также имеет свои особенности.

Так как продукция в строительстве индивидуальна, то стоимость выполняемых работ на каждый объект определяется специальным расчетом – сметой, составляемой на стадии проектирования.

В формировании цены на строительную продукцию участвуют проектировщик, заказчик и подрядная организация (чаще всего их несколько).

Исходя из действующей системы расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, происходит раздвоение между заказчиком и подрядчиком стоимости незаконченной строительной продукции.

Выполнение строительно-монтажных работ по заказам конкретных юридических и физических лиц предполагает участие заказчика в строительстве, который имеет свои особые обязанности. В результате возникает необходимость координации всех участников производственного процесса, которые впрямую не подчиняются друг другу. Это усложняет процесс строительства и требует дополнительных усилий для управления совместной деятельностью всех участников создания конечной продукции.

 
Особенности рыночных отношений в строительстве

Строительство и все другие отрасли нашей экономики фун­кционируют в условиях развития рыночных отношений.

Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической ка­тегории, как рынок и развитие рыночной экономики. В узком смысле слова рынок – это место купли-продажи товаров и ус­луг, заключение торговых сделок. В этом определении присут­ствует пространственный аспект. С экономической точки зре­ния рынок –это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

В широком смысле слова рынок – это экономические от­ношения в сфере производства, распределения, обмена това­ров и услуг и их потребления, на основе широкого использо­вания денег и связанных с ними категорий (цены, кредиты, финансы).

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хо­зяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого произ­водить? как производить?

Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам про­изводства объективную информацию об общественно необходи­мом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стиму­лирует внедрение в производство достижений научно-техни­ческого прогресса, снижение затрат на производство продук­ции и повышение ее качества, расширение ассортимента това­ров и услуг.

Санирующая функция. Рынок, развивая конкуренцию, очи­щает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Функция ценообразования. Поступающие на рынок продук­ты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количе­ство материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен опла­тить покупатель.

В рыночной экономике действуют присущие ей экономичес­кие законы: стоимости, спроса, предложения.

Закон стоимости – это закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование об­щественного труда в условиях рыночной экономики. Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется обще­ственно необходимыми затратами труда. Это то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребитель­ной стоимости при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Важное место в рыночной экономике занимают спрос и пред­ложение.

Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, на­мерение покупателей приобрести данный товар. Объем и структу­pa спроса зависят как от цен на товар, так и от других неценовых факторов, таких как доходы потребителя, реклама, число потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары.

Спрос связан с ценой. Данная связь отражена в законе спро­са. Закон спроса – закон рыночной экономики, который уста­навливает связь между ценой и спросом. С повышением цены спрос падает, и, наоборот, с понижением цены спрос растет, т.е. закон спроса устанавливает обратно пропорциональную связь между ценой и спросом.

Предложение – это то количество товаров, которое выносится на рынок.

Связь между ценой и предложением выражена в законе пред­ложения. Закон предложения устанавливает связь между це­ной и предложением. Эта связь прямо пропорциональна, т.е. с повышением цены увеличивается величина предложения това­ров. Закон предложения – это реакция величины предложе­ния на динамику цены: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен, т.е. чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.

Закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения.

Ранее мы говорили о том, как влияет всякое изменение цен на спрос и предложение товаров, т.е. рассматривали эти про­цессы автономно, но в реальной жизни спрос и предложение взаимосвязаны. Здесь могут быть такие ситуации:

1) спрос > предложения;

2) спрос < предложения;

3) спрос = предложению.

В первых двух ситуациях возникает противоречие между покупателем и продавцом. Кто-то выигрывает, а кто-то проиг­рывает. Возникновение этого противоречия и его развитие тре­бует либо увеличения производства товара, либо его сокраще­ния. Изменение цены ориентирует производителя товара к действиям. Эти действия могут привести к тому, что предложе­ние совпадет со спросом. Установится равновесная цена, оди­наково приемлемая для всех участников рыночной сделки.

Любая отрасль накладывает отпечаток на развитие рыноч­ных отношений, так как рынок представляет определенную связь между производительными силами и производственными отно­шениями. Это характерно и для строительства. Каковы же осо­бенности рыночных отношений в строительстве?

1. Выше уже говорилось, что многие объекты строительства крупномасштабны и материалоемки. Особенно это относится к объектам производственного назначения. Их строительство требует большой концентрации капитала. Это – вполне объяснимая тен­денция к развитию в строительстве акционерных обществ, финансово-строительных корпораций.

2. Для строительства, особенно производственного харак­тера, присуще не только высокая концентрация капита­ла, но и производства. Строительство атомных электро­станций, трубопроводов, металлургических и машино­строительных предприятий по силам только крупным строительным объединениям. В жилищном строительстве уровень концентрации производства и капитала может быть не таким высоким. Здесь может развиваться малое и среднее предпринимательство.

3. Субъектами рыночных отношений в области строительства производственного на­значения обычно являются юридические лица, а в области жилищно­го строительства – это как юридические, так и физические лица (индивидуальные предприниматели). Это не исключает, что в жилищном строительстве по линии взаимоотношений между юридическими и фи­зическими лицами могут быть различные посредники – юридические лица, которые доводят конечный продукт строительства до потребителя, покупателя.

4. Своеобразие рынка строительной продукции в том, что он, как и любой другой рынок, связан с большими объемами кредитования, что вызвано продолжительностью сроков строительства и необходимостью наличия оборотных средств. Это требует тщательной организации кредитных отношений, начиная с выбора банка и кончая подписанием договора и организации его выполнения.

5. Всякий рынок требует учета спроса и предложения товаров. Спрос на продукцию производственного назначения физически связан с фазами экономического цикла. Он наиболее высок на стадии подъема и оживления и будет снижаться в фазе кризиса, депрессии. Это может быть отнесено и к жилищному строительству. Однако здесь могут иметь место и сезонные колебания. Лето и весна – это периоды большой миграции населения, что может
стимулировать спрос на жилье. На спрос могут влиять и чрезвычайные условия, стихийные бедствия.

6. Предложение на рынке строительных работ специфично тем, что если вся остальная масса товаров может накапли­ваться, а затем по мере наступления благоприятной позиции рассредоточиваться и реализовываться, то накопление строительных объектов переходить не может, их невозможно перемещать с одного рынка, где имеет место преобладание предложения над спросом, на другой. Спрос и предложение на рынке строительной продукции не отличаются дос­таточной подвижностью. Отсюда высокие требования к менеджменту и маркетингу строительных организаций.

7. Рынок строительной продукции в отличие от других ры­ночных структур имеет и свои институты. Здесь функ­ционируют риэлтерские фирмы, которые выполняют разнообразные функции: информационные, конструктивные и реализации строительной продукции. На рынке строи­тельной продукции нет товарных бирж. Здесь можно говорить лишь о фондовых биржах, где происходят опера­ции с ценными бумагами строительных предприятий.

8. Рынок строительной продукции подразделяется на первичный и вторичный. Первичный – это рынок новых зданий и сооружений, которые еще не эксплуатировались. Вторичный – это рынок объектов, которые уже были в эксплуатации.

Действие в капитальном стро­ительстве законов рыночной экономики отличается от других отраслей.

Закон спроса действует в капитальном строительстве с учетом своеобразия самого конечного продукта. Если говорить о спросе на объекты производственного назначения, то этот спрос со стороны юри­дических лиц формируется под воздействием внутренних и внешних факто­ров, влияющих на макроэкономическую ситуацию состояния на рынке капиталов. Все зависит от экономического подъема или спада в той или иной отрасли. На рынке жилья основной спрос на продукцию строи­тельства – это спрос со стороны физических лиц. Главным здесь будет уровень доходов населения.

Специфично и предложение строительной продукции. Увели­чение предложения, особенно объектов производственного назначения, например автомобильных заводов, не может осуществ­ляться в рамках краткосрочной и даже среднесрочной перспек­тивы (4-5 лет), а требует более длительного периода времени, в то время как строительство и предложение на рынке предприя­тий по обслуживанию, ремонту автомобильного транспорта мо­жет изменяться в более короткие промежутки времени.

Товарно-денежные отношения существовали в строитель­стве и в советский период. Использовались такие экономичес­кие категории, как цена, прибыль, себестоимость, кредит, но их значение как экономических инструментов было ограниче­но самим существованием административно-командной систе­мы. Объемы строительно-монтажных работ, цены зависели от решения вышестоящей организации, от государственного плана, а не от конкретной экономической ситуации. Рыночных отношений, как отношений купли-продажи, связанных с передачей объек­та от одного собственника к другому, не существовало, потому что не было главного предмета этих отношений – частной собственности.

 
Предприятие в строительстве, его сущность, цели, классификация

Предприятием называют обособленную специализированную коммерческую организацию, производящую необходимые потре­бителям товары и услуги, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли для своих владельцев. Предприя­тие – это первичное звено экономической системы. Предприя­тие, как хозяйствующий субъект экономики, является юридичес­ким лицом. Основным признаком юридического лица, в соответ­ствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, является обособленное имущество, которым наделяется организация и ко­торым она отвечает по своим обязательствам. Поэтому предпри­ятие рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

«В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права» (Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1, ст. 132).

Предприятие может продаваться и покупаться, сдаваться в аренду, быть объектом залога, как в целом, так и частями. Оно функционирует как единый организм, как система взаимосвязан­ных структур, работа которых подчинена единой цели.

Характерными чертами предприятия является организацион­ное, производственно-технологическое и экономическое единство. Это выражается в том, что все подразделения предприятия под­чинены единым органам управления, оборудование и другие средства производства взаимосвязаны в едином технологическом про­цессе, а результаты работы – объем реализуемой продукции, масса прибыли, уровень рентабельности и т.д., измеряются общими для всего предприятия экономическими показателями.

Внешняя среда, в которой работает современное предприятие, это совокупность разнообразных и многоплановых структур, из которых складывается экономическая жизнь общества. В нее вхо­дят политическая и правовая системы государства, состояние на­уки и современных технологий, экономическая ситуация (конку­ренция и состояние рынков), географическое расположение пред­приятия, социально-культурная среда и уровень международного сотрудничества.

Политические решения правительства активно влияют на де­ловую активность предприятий и могут коренным образом изменять экономическую ситуацию.

Правовая система государства не менее важна для успешной работы предприятия. Если правовая основа экономической дея­тельности развита слабо, плохо работают суды, а партнерами не исполняются обязательства, то создается крайне неблагоприятная обстановка для развития цивилизованного рынка, возрастают рис­ки и потери.

Экономическое состояние государства определяется в конеч­ном итоге уровнем доходов и расходов населения, состоянием спроса и характером взаимодействия населения и предприятия. А это наиболее значимый фактор для успешной работы самого пред­приятия. Чем выше уровень доходов, тем активнее население по­купает товары, тем больше возможностей для развития предпри­ятия. Кроме того, экономическое состояние общества влияет на инвестиционную активность, возможность получения доходов на вложенный капитал.

Внутренняя среда деятельности предприятия характеризуется наличием и использованием производственных ресурсов и каче­ством менеджмента.

Ресурсы предприятия подразде­ляются на естественные, материальные, информационные, трудо­вые, предпринимательские и собственно капитал.

В зависимости от видов готовой продукции предприятие ис­пользует различные ресурсы в различных соотношениях и коли­чествах. Одно из главных правил рыночной экономики заключа­ется в том, что все ресурсы должны иметь своего хозяина, а вла­делец ресурсов вправе рассчитывать на вознаграждение и возмещение со стороны предприятия, пользующегося этими ре­сурсами или приобретающего их у владельца. Расходы предприя­тия на покупку ресурсов называются издержками производства, но одновременно становятся доходами владельцев этих ресурсов. Экономика устроена так, что все издержки производства непре­менно становятся чьими-то доходами. Например, расходы пред­приятия на оплату трудовых ресурсов автоматически становятся доходами наемных работников, заключивших с предприятием трудовой договор, а расходы на выплату процента — доходами кредиторов. Таким образом происходит циклическое воспроизвод­ство израсходованных ресурсов. Рациональному использованию ресурсов, которые всегда ограничены, способствует качественный менеджмент предприятия, основанный на умелом взаимодействии внутренних факторов предприятия с внешней экономикой среды.

Все предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации различаются по их организационно-правовым формам (ООО, ОАО, ЗАО и др.).

Важным признаком классификации предприятий является их отраслевая принадлежность. В основу этой классификации поло­жены различия выпускаемой продукции по ее назначению, спо­собам производства и характеру потребления. В зависимости от этого предприятия разделяются на:

- сырьевые и перерабатывающие (добыча, транспортировка и переработка нефти и газа и т.п.),

- ма­шиностроительные,

- предприятия строительного комплекса,

- предприятия транс­порта и связи,

- предприятия химической промышленности,

- сельскохозяйствен­ные предприятия,

- предприятия научно-технической сферы,

- предприятия оптовой и розничной торговли и т.д.

Предприятия, действующие в любой из отраслей, сильно от­личаются друг от друга по размерам и масштабам производства и делятся на крупные, средние и малые. При отнесении предпри­ятия к одной из указанных групп учитывают, в первую очередь, численность персонала, а также стоимостный объем выпускаемой продукции и стоимость средств производства.

К средним обычно относят предприятия с численностью пер­сонала от 100 до 500 человек, к крупным - на которых работают более 500 человек.

Особое место в современной экономике занимают малые пред­приятия.

К ним относятся предприятия с ограниченной численностью работников в зависимости от их принадлежности к различным отраслям экономики. При этом в главных отраслях — промыш­ленности, строительстве и на транспорте, численность персонала малого предприятия не должна превышать 100 человек. В осталь­ных отраслях предельная численность малого предприятия огра­ничена до 50 работников, а в розничной торговле и бытовом об­служивании населения — до 30.

Во всем мире малое предпринимательство пользуется государ­ственной поддержкой. Для малых предприятий устанавливается упрощенная система учета и налогообложения, им полагаются налоговые и иные льготы.

Предприятия классифицируют и по назначению выпускаемой продукции. Это могут быть предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения: оборудование, стро­ительные материалы, комплектующие детали и т.д., а также – производящие предметы потребления.

По формам собственности предприятия делятся на частные, государственные, муниципальные и кооперативные. Эти различия предприятий учитываются при отнесении их к той или иной орга­низационно-правовой форме, о чем более подробно мы расскажем в следующей теме.

Кроме того, предприятия подразделяются по принадлежности капитала. Они могут быть национальными, иностранными и совместными.

Это основные признаки, по которым в настоящее время при­нято классифицировать предприятия. Можно отметить и ряд других: по специализации (специализированные, диверсификационные, комбинированные); по методам организации производствен­ного процесса (поточный, единичный); по времени работы в течение года (круглогодичного и сезонного действия).

Строительству во многом присущи черты промышленного производства, действующие в рыночных условиях. Однако в строительстве имеется ряд своих особенностей. Так, например, производимая строителями продукция остается неподвижной, а орудия и предметы труда постоянно перемещаются на стройплощадке. Возведение объектов ведется на откры­том воздухе (под открытым небом), в различных природных ус­ловиях.

В производственную структуру строительной организации (предприятия) входят основные, вспомогательные и обслужива­ющие предприятия или подразделения (участки, цеха, отделы).

К основным относятся предприятия, участки, выполняющие основные строительно-монтажные работы. К вспомогательным – предприятия, цеха, участки, выполняющие вспомогательные, тех­нологические работы (ремонтно-механические, работы по времен­ному энерго-, тепло- и водоснабжению, канализации). К обслужи­вающим относятся предприятия, хозяйства, отделы, оказывающие услуги (транспортные, по охране труда, контролю выполняемых строительно-монтажных работ).

Организационная структура строительной организации (пред­приятия) состоит из отделов и служб, предназначенных для коор­динации всей хозяйственной деятельности предприятия: создания системы менеджмента, разработки и осуществления управленчес­ких, экономических и технологических решений по выполнению программы строительной организации. На современном этапе организационная структура имеет различные модификации, в за­висимости от объемов строительно-монтажных работ, а также тер­риториальной разбросанности строящихся объектов. Их различа­ют по следующим признакам:

по характеру договорных отношений – генподрядные и субподрядные;

по виду выполняемых работ – общестроительные, выполняю­щие основные виды работ: земляные, бетонные, монтаж конст­рукций и т.д., и специализированные, выполняющие один или несколько видов однородных работ: отделочные, кровельные, сан­технические, электромонтажные, монтаж технологического обо­рудования и др.

Существуют также строительные организации, специализированные по видам строительства – промышленного, жилищного, гражданского, транспортного, энергетического, сельскохозяй­ственного и др. Строительные организации городского и терри­ториального типа производят работы в рамках города или регио­на. Федеральные строительно-монтажные организации являются специализированными и выполняют свои работы в различных регионах России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: