double arrow

Типы уроков информатики


ЛЕКЦИЯ 8.

ПЛАН:

1. Классификация типов уроков. Требования к современному уроку.

2. Урок сообщения новых знаний. Урок формирования практических умений и навыков.

В современных условиях основной формой организации учебного процесса в средней школе является урок. В педагогической литературе он рассматривается как средство целенаправленного управления образования, развитием и воспитанием школьника. Эта регламентированная единица учебного процесса, элемент богатой системы, тесно связанной с предыдущими и последующими занятиями.

Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебно-воспитательного процесса. В нём представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, формы организации, методы и средства обучения).

Главную роль среди основных характеристик играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.

В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержания урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и другие. Специфика учебного предмета “информатика” такова, что изложение материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике в зависимости от того, какой учебник выбран педагогом.




Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учениками и учениками между собой.

Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Урок – динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной работы, как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10 – 15 человек.



Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.

Учебная ситуация – дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

К общим структурным элементам урока можно отнести цель, определенный объем материала, постоянный состав учащихся, руководство учителя деятельности учащихся, последовательность разных видов деятельности в зависимости от типа урока, регламентированное время, четко определенное место и время проведения по расписанию.

В практике накоплен большой опыт проведения уроков, разнообразных по структуре. В педагогической литературе существует много подходов к их классификации.



При всем многообразии классификаций особенности курса информатики предполагают акцентировать внимание на классификации уроков по дидактическим целям. Применяя избранный подход к курсу информатики выделим следующие типы уроков:

1) урок сообщения новых знаний. Само название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом.

2) Урок формирования практических умений и навыков. Проводятся они после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения и выработки практических умений и навыков.

3) Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Целью таких уроков является – обеспечение связи между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, развитие у школьников некоторых элементов профессионализма, ориентация их на определённое самоопределение.

4) Урок контроля уровня усвоения знаний, сформированности практических умений и навыков. Эти уроки проводятся с использованием различных видов опроса, а также включают в себя использование тестирующих программ и проведение самостоятельных и контрольных работ. После проверки самостоятельных и контрольных работ проводится их анализ, и выявляются типичные недостатки в знаниях учащихся.

5) Комбинированный (смешанный) урок. Своё название они получили оттого, что при их проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков т. д.

Важнейшими признаками изложенных типов уроков считаются:

· обеспечение активной интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности школьников.

· Наличие правильного соотношения между педагогическим руководством и самостоятельностью учеников.

· Сочетание фронтальных и индивидуальных способов организации познавательной деятельности.

· Оптимальное сочетание методов, приемов и средств обучения.

· Нацеленность обучения на конечный результат при планировании системы уроков.

· Создание благоприятной атмосферы в процессе обучения.

· Наличие в достаточном количестве современной вычислительной техники и программного обеспечения.







Сейчас читают про: