В дидактике большое значение придается последующей учебной работе по усвоению изложенного материала.
Какие методы используются?
Метод беседы. Чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно не сложным, и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения. Суть метода в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащегося к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Воспроизведение должно носить творческий характер, это значит, что учителю необходимо делать свои вопросы разнообразными и побуждать учащихся к размышлению, поиску собственных доводов, стимулирующих развитие их мышления. Беседы могут носить как индивидуальную форму, так и групповую или фронтальную.
Работа с учебником (учебными пособиями). По любому предмету есть темы достаточно сложные, которые с определенной трудностью и скоростью усваиваются учащимися. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его усвоению (закреплению). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже проводить беседу.
|
|
Важнейшие приемы данного метода:
1) четкая постановка цели работы с учебником;
2) указание вопросов, которые должны быть усвоены;
3) определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля;
4) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся;
5) беседа по закреплению нового материала.
Применение на занятиях учебных пособий позволяет:
- способным учащимся опережать программу и заканчивать обучение раньше;
- не торопясь разобраться в теме;
- использовать наиболее понравившиеся ученику методы обучения;
- выбрать для ученика материал в соответствии с уровнем его подготовленности;
- учитывать психофизические особенности ученика (успеваемость, темп работы, сформированность учебных умений, дисциплина);
- поддерживать самостоятельность и творчество учащихся.
Упражнения.
Основой этого метода обучения является установление физиологической связи новой информации с уже имеющимися знаниями. Упражнения имеют свою специфику в каждом учебном предмете, однако можно назвать некоторые наиболее общие требования, предъявляемые к ним. Прежде всего, это сознательное отношение к их выполнению; учащиеся должны знать и понимать, на какой учебный материал дано данное упражнение (или задача); с какой целью выполняется данное упражнение (для заучивания, или для уяснения сути нового материала); каким образом должно выполняться упражнение (образец выполнения). Могут быть упражнения и творческого характера, когда учащиеся самостоятельно должны найти пути его выполнения. Неслучайно огромное значение опытные учителя придают так называемому комментированию домашнего задания.
|
|
Необходимо соблюдать дидактическую последовательность при выполнении учащимися упражнений. Прежде должны предлагаться упражнения, которые обеспечат прочное усвоение знаний, направленное на запоминание учебного материала. Потом идут упражнения с целью проверки качества знаний и умений, которые предполагают воспроизведение усвоенного материала. Далее - упражнения по выработке умений по применению знаний в практической деятельности и упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения имеющихся знаний.
Особая роль принадлежит упражнениям с элементами проблемного обучения, упражнений поискового типа, способствующих более эффективному развитию творческого начала.
Практические занятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер. Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов. Он имеет огромное значение в формировании навыков технической культуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических устройств, в мире компьютерной техники.
Лабораторный практикум является одним из наиболее распространённых видов работ по дальнейшему закреплению знаний и умений. Подразумевается разные виды практических заданий с учётом индивидуальных особенностей школьников, а также с использованием дифференцированного подхода.
Она включает в себя следующие приёмы:
- постановку темы занятий и определение задач лабораторного практикума;
- определение порядка работы или отдельных её этапов;
- выполнение задания и контроль со стороны учителя;
- подведение итогов.
Работа за компьютером. Можно сказать, что для уроков информатики данный метод является наиболее эффективным для отработки навыков и умений. К ним относятся различные виды практических работ за ПК, а также работа с электронными учебниками и тестирующими программами.
Рассмотрим формы работы за компьютером в средней школе:
- один на один с компьютером (каждому ученику предоставляется рабочее место);
- парная работа за компьютером (по два ученика за одним рабочим местом. Учитель не должен забывать менять местами учеников работающих в паре. Иначе получится, что один ученик всегда активен, а другой пассивен). Этот вид работы иногда очень удобен и при наличии рабочих мест для всех учеников, скажем в случае со слабыми учениками. Необходимо разделять учеников при проверке практических умений и теоретических знаний, для объективности оценки.