double arrow

Методы устного изложения знаний учителем


Эти методы еще называют вербальными (от лат. verbalis – устный, словесный).

Важнейшими приёмами изложения нового материала являются:

- постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся;

- изложение материала учителем с применением наглядности, а также приёмов активизации мыслительной деятельности школьников;

- обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы.

Рассказ - это словесный метод обучения, который:

1) предполагает устное повествовательное, целеустремленное изложение учебного материала;

2) применяется при изложении учебного материала, носящего ознакомительный характер;

3) не прерывается вопросами к учащимся;

4) позволяет при минимальных затратах времени сообщить максимум знаний;

5) предполагает использование таких методических приемов, как изложение информации, активизация внимания, ускорение запоминания, а также логических приемов сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования;




6) характеризуется недостаточной долей самостоятельного познания учащихся, ограниченностью элементов поисковой деятельности;

7) затрудняет обратную связь: учитель не получает достаточной информации о качестве усвоения знаний, не может учесть индивидуальных особенностей всех учащихся.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляют ряд требований:

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь чёткую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Существует несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Условиями эффективного применения рассказа являются тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тона изложения.

В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает рассуждения учителя, анализ фактов, т. е. сочетается с объяснением изучаемого материала.

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и жизни.



Использование метода объяснения требует:

- точного и чёткого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно – следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем возрасте, в связи с усложнением материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым.

Школьная лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. Но часто учителю приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний.

Под школьной лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель, в течении сравнительно большого промежутка времени устно, излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся.Черты данного метода: емкость, логичность, сложность. Подходящие темы: устройство ЭВМ, системы счисления, вспомогательные алгоритмы. Пример неудачной темы - клавиатура ЭВМ.



Лекция – монологический способ изложения объёмного материала.

Дидактическая функция- передача знаний, сведений. Критерий выбора тем для лекции: большая трудность для обучаемого, отсутствие литературы, возможность для учителя продемонстрировать эрудицию.

Требования к школьной лекции:

- должна быть интересной для учащихся и для учителя;

- научный уровень лекции должен соответствовать уровню развития учащихся;

- должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей;

- тема лекции должна естественным образом вытекать из ранее изученного материала и прокладывать тропинку к последующему;

- должна быть общим делом учителя и учащихся;

- должна быть единой, целостной, размерной, ритмичной и обстоятельной;

- главные мысли должны быть повторены несколько раз, выписаны на доске и зафиксированы учащимися.

Поскольку в лекции предлагается большой по объёму материал, план темы желательно записывать на доске или в тетрадь учащихся. В среднем звене запись лекции лучше производить под диктовку. В старших классах можно переходить к самостоятельному конспектированию(если учащиеся привыкли к изложению материала с помощью лекции).

Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. В отличие от них, беседа является диалогическим методом изложения учебного материала.

Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих логических выводов и обобщений.

Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно не сложной и когда по ней у учащихся имеется определённый запас представлений или жизненных наблюдений, которые позволяют осмысливать и усваивать знания эвристическим путём. Подходящие темы: понятие алгоритма др.

В зависимости от конкретных задач, учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа(нахожу, открываю). В ходе такой беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых понятий, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, её называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику(индивидуальная беседа) или учащимися всего класса(фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводится как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать своё мнение по тем или иным темам, поставленным на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Они должны быть краткими, чёткими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика.

Преимущества:

- активизирует учащихся;

- развивает память и речь;

- делает открытыми знания учащихся;

- имеет большую воспитательную силу;

- является хорошим диагностическим средством.

Недостатки:

- требует много времени;

- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

- необходим запас знаний.







Сейчас читают про: