Оценка эффективности инвестиционного проекта. Оценка социально-экономической эффективности проекта состоит в расчете показателей эффективности проекта с позиций народного хозяйства в целом и обладает

Оценка социально-экономической эффективности проекта состоит в расчете показателей эффективности проекта с позиций народного хозяйства в целом и обладает рядом особенностей, таких как:

- в денежных потоках отражается стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах;

- в составе оборотного капитала учитываются только запасы(материалы, незавершенная готовая продукция) и резервы денежных средств;

- исключаются из притоков и оттоков денег по операционной деятельности их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта другому;

- производимая продукция (услуги, работы) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах.

Денежные поступления от операционной деятельности рассчитываются по объему продаж и текущим затратам. Дополнительно в денежных потоках от операционной деятельности учитываются внешние эффекты, например увеличение или уменьшение доходов сторонних организаций и населения, обусловленное последствиями реализации проекта.

При наличии соответствующей информации в состав затрат включаются ожидаемые потери от аварий и иных внештатных ситуаций.

В денежных потоках от инвестиционной деятельности учитываются:

- вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода;

- затраты, связанные с прекращением проекта;

- вложения в прирост оборотного капитала;

- доходы от реализации имущества и нематериальных активов при прекращении проекта.

Для оценки коммерческой эффективности проекта используются денежные потоки, инвестиционная деятельность, оттоки, притоки, коэффициент дисконтирования и т.д., но при этом возникает ряд дополнительных моментов:

- используются предусмотренные проектом текущие и прогнозные цены на продукты, услуги и материальные ресурсы;

- денежные потоки рассчитываются в той же валюте, в которой проектом предусматриваются приобретение ресурсов и оплата продукции;

- заработная плата включается в состав операционных издержек в размере, установленном проектом;

- если проект предусматривает одновременно и производство и потребление некоторой продукции, в расчете учитываются только затраты на ее производство, но не расходы на ее приобретение;

- при расчете учитываются налоги, сборы, отчисления и т.п.;

- если проектом предусмотрено полное или частичное связывание денежных средств(депонирование, приобретение ценных бумаг и т.д.), вложение соответствующих сумм учитывается(отток) в денежных потоках от операционной деятельности;

- если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитываются затраты по каждому и них.

В качестве выходных форм для расчета коммерческой эффективности проекта рекомендуются таблицы:

- отчет о прибылях и убытках;

- денежные потоки с расчетом показателей эффективности;

- прогноз баланса активов и пассивов по шагам расчета (необязательно).

Оценка финансовой реализуемости проекта и расчет показателей эффективности участия предприятия в проекте. В качестве оттока рассматривается собственный капитал, а в качестве притока- поступления, остающиеся в распоряжении проектоустроителя после обязательных выплат (в том числе и по привлеченным средствам). В расчет вносят следующие изменения.

В денежном потоке от инвестиционной деятельности: к отто­кам добавляются дополнительные фонды, в расчете потребности в оборотном капитале можно добавлять пассивы за счет обслу­живания займов.

В денежном потоке от операционной деятельности: добав­ляются в притоке доходы от использования дополнительных фондов (в случае необходимости) и учитываются льготы по налогу на прибыль при возврате и обслуживании инвестици­онных займов.

Добавляется часть денежного потока от финансовой деятель­ности: в притоках — привлеченные средства, в оттоках — затра­ты по возврату и обслуживанию этих средств, а также при необ­ходимости выплаченные дивиденды.

Шаг расчета рекомендуется выбирать таким, чтобы взятие и возврат кредитов, а также процентные платежи приходились на начало (или конец) шага.

Перед вычислением показателей- эффективности денежные потоки преобразуются так, чтобы на каждом шаге расчета сум­марное сальдо денежного потока стало неотрицательным. Для этого используются дополнительные фонды.

Оценка эффективности проекта для акционеров. В случае если оценка эффективности проекта производится раздельно по обыкновенным и привилегированным акциям, ис­ходными данными для такого расчета являются:

- соотношение стоимости обыкновенных и привилегирован­ных акций;

- доходность привилегированных акций или ее отношение к доходности обыкновенных акций.

Оценка эффективности проекта структурами более высокого уровня. Реализация проекта нередко затрагивает интересы структур более высокого уровня по отношению к непосредственным уча­стникам проекта. Эти структуры могут участвовать в реализа­ции проекта или, даже не будучи участниками, влиять на его реализацию. В этой связи рекомендуется оценивать эффектив­ность проекта с точки зрения структур более высокого уров­ня, в частности:

- с точки зрения РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц РФ (региональная эффектив­ность);

- с точки зрения отраслей экономики, объединений предприятии, холдинговых структур и финансово-промышленных групп (отраслевая эффективность).

Расчет ведется по сумме денежных потоков от инвестиционной, операционной и частично финансовой деятельности — учи­тываются поступление и выплата кредитов только со стороны среды, внешней по отношению к данной структуре.

В денежных потоках не учитываются взаиморасчеты между участниками, входящими в рассматриваемую структуру, и расчеты между этими участниками и самой структурой. В то же время учи­тся влияние реализации проекта на деятельность рассматриваемой структуры и входящих в нее других (сторонних) предприятий.

Денежные потоки рассчитываются в дефлированых ценах. Условия финансовой реализуемости не проверяются, так как схема финансирования используется не полностью.

Выходными формами являются таблицы денежных потоков с расчетом показателей эффективности.

Расчеты отраслевой эффективности проекта производятся ана­логично расчетам показателей эффективности участия предпри­ятия в проекте, но при этом:

* учитывается влияние реализации проекта на деятельность других предприятий данной отрасли (косвенные отраслевые финансовые результаты проекта);

* в составе затрат предприятий-участников не учитываются отчисления и дивиденды, выплачиваемые ими в отрасле­вые фонды;

* не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями-участниками;

* не учитываются проценты за кредит, предоставляемый от­раслевыми фондами предприятиями отрасли — участника­ми проекта.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию орга­нов государственного и(или) регионального управления. В соот­ветствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консоли­дированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определе­ния потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

* притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчисле­ний во внебюджетные фонды, установленных

действующим законодательством;

* доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на раз­ведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмот­ренных проектом;

* платежи в погашение кредитов, выданных из соответству­ющего бюджета участникам проекта;

* платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);

* комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);

* дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта.

К оттокам бюджетных средств относятся:

* предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соот­ветствующего органа управления (в частности, в федераль­ной государственной собственности) части акций акцио­нерного общества, создаваемого для осуществления про­екта;

* предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестицион­ного кредита;

* предоставление бюджетных средств на безвозмездной ос­нове (субсидирование);

* бюджетные дотации, связанные с проведением определен­ной ценовой политики и обеспечением соблюдения опре­деленных социальных приоритетов.

Отдельно рекомендуется учитывать:

* налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступ­лений от налогов и сборов;

* государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

* прямое финансирование предприятий, участвующих в реа­лизации проекта;

* изменение налоговых поступлений от предприятий, дея­тельность которых ухудшается или улучшается в результате реализации проекта;

* выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта;

* выделение из бюджета средств для переселения и трудо­устройства граждан в случаях, предусмотренных проек­том.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из фе­дерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выпла­ту соответствующих пособий.

Основным показателем бюджетной эффек­тивности является ЧДЦ. При наличии бюджетных оттоков воз­можно определение ВИД и ИД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: