С пожилыми людьми

Деонтологический аспект социальной работы

По степени сложности и характеру решаемых проблем профессия медико-социального работника требует основательной подготовки и предъявляет повышенные требования не только к профессиональным и личностным, но и морально-нравственным характеристикам специалиста, работающего с пожилыми людьми, с учётом их многочисленных проблем и нужд. Сказанное заставляет оценивать процесс медико-социальной помощи как с социальной, так и с моральной точки зрения. Как показывает практика, медико-социальная работа с пожилыми людьми даёт положительный результат только в случае соблюдения морально-нравственных ориентиров в деятельности специалиста; соблюдение профессиональной этики играет ведущую роль в ходе выявления потребностей пожилых и старых людей, разработке и осуществлении профилактических, поддерживающих и восстановительных мероприятий.

Деонтология (от греч. деонтос – долг, должное, надлежащее и логос – наука) – это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении специалистом своих профессиональных обязанностей. Профессиональная медико-социальная работа не может обойтись без учёта деонтологических аспектов деятельности специалистов; деонтологические основы медико-социальной работы предусматривают соблюдение этики ведения переговоров специалиста с представителями различных социальных, медицинских и иных служб в интересах клиента, организацию и координацию многопрофильной деятельности по решению проблем, связанных с последствиями старения.

Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времён до настоящего времени, всегда была тесно связана с медицинским знанием, но с развитием отраслей практической деятельности, требующих учёта этических аспектов в работе с определёнными группами лиц, деонтология нашла своё воплощение и в гуманитарных областях деятельности. Так, Д.Ф. Чеботарёв подчёркивал, что медицинское и социальное обслуживание пожилых и старых людей должно быть построено по единой системе, которая, несмотря на разные формы помощи, организуемой учреждениями здравоохранения и социальной защиты, достигала бы единой цели – сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека в заключительные периоды жизни.

Такие исследователи, как Л. В. Топчий и А. А. Козлов в деонтологию медико-социальных служб включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, нейтрализующее влияние неблагоприятных факторов в социальной работе, направленные на оптимизацию взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и их клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т.д.

На пятидесятой сессии Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций в марте 1995 года были выделены пять групп дополнительных принципов, которые ориентированы на то, чтобы помочь лицам старшего поколения вести полнокровную и плодотворную жизнь, обеспечить им необходимые условия для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.

1. Принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые и старые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учётом личностных наклонностей и изменяющегося состояния здоровья, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

2. Принципы группы «участие» отражают вопросы вовлечённости пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

3. Принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи, общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального состояния здоровья пожилого человека, предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода за пожилыми и качества их жизни.

4. Принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые и старые люди имели возможности для всесторонней реализации имеющегося у них потенциала, чтобы им был обеспечен доступ к общественных ценностям образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

5. Принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического и психического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от их трудового вклада.

Перечисленные принципы носят рекомендательный характер, но для государственных и общественных структур они являются важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению.

Работа с пожилыми людьми рождает огромное число этических и моральных проблем для тех, кто ею занимается. Очень часто в этой работе приходится сталкиваться с ситуациями тяжёлых потерь, горя и смерти. Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Недостаток социально-психологической компетентности медико-социальных работников и, как следствие, увеличение трудностей в общении с пожилыми, приобретение навыков манипулирования пожилыми, увеличение индексов агрессивности и враждебности по мере увеличения стажа работы – всё это нарушения деонтологических основ медико-социальной работы. Подобного рода поведение со стороны работников медико-социальных служб, во-первых, нарушают право пожилого человека на достоинство и уважение, а, во-вторых, препятствует эффективному взаимодействию специалиста с клиентом в процессе оказания помощи последнему.

Профессиональная этика требует, чтобы, оказывая помощь пожилым людям в критических или кризисных ситуация, связанных с тяжёлыми для пожилого человека потерями, специалист работал не только с самим пожилым человеком, но и с его близкими, семьёй или теми, кто осуществляет уход за тяжело больным человеком пожилого возраста. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за пожилыми людьми терпеливые и уравновешенные люди. Наиболее ценной в процессе профессионального взаимодействия с тяжело больными пожилыми и старыми людьми является моральная поддержка, поэтому медико-социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, умеющий сохранять доброжелательность, внимание к словам и пожеланиям пожилого человека, способный стать внимательным собеседником, помощником и советчиком, в конечном итоге и получит наибольшую признательность пожилого человека. К сожалению, нередки случаи, когда, не справляясь с грузом тяжёлых проблем пожилого человека и своих собственных, медицинские и социальные работники сами попадают под влияние стресса или негативного отношения к представителям старшего поколения. Недопустимо оправдывать недостаточное внимание к нуждам пожилого клиента конфликтностью, мнительностью всех стариков, или просто ссылаясь на бессилие перед природой старения, перед возрастом человека. В таких случаях можно порекомендовать практикующим специалистам повышать свою социально-психологическую компетентность, обсудить проблемы профессионального общения с пожилыми людьми на специальных семинарах, совещаниях. Как свидетельствуют результаты исследований, молодым специалистам в подобного рода ситуациях бывает полезно даже обсуждение возникающих деонтологических затруднений с мудрым и компетентным сотрудником, имеющим опыт решения подобных проблем.

Коллективное обсуждение возникающих этико-деонтологических проблем, не обращённое к личности какого-то конкретного пожилого человека призвано повысить уровень информированности и психологической готовности к работе с этой возрастной категорией. Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры люди не справляются с таким видом деятельности; в свою очередь старые люди имеют большой жизненный опыт, который позволяет им очень легко понимать и улавливать фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретёт так необходимого в этой работе доверия со стороны пожилых и старых людей и торопливый специалист, невнимательный к суждениям и взглядам клиента, озабоченный собственными проблемами. Психологи, занимающиеся изучением трудностей профессионального общения с представителями позднего возраста, рекомендуют проводить специальные тренинги, направленные на профилактику эмоционального выгорания специалистов и способствующие их овладению навыками общения с пожилыми клиентами. Такие тренинги целесообразно проводить как на стадии подготовки специалистов, так и в процессе повышения квалификации практикующих специалистов.

На характер и этику профессионального взаимодействия с клиентом пожилого возраста влияет и повседневный опыт общения специалистов со своими прародителями. Одни люди с детства выносят позитивный опыт общения с пожилыми людьми, у других этот опыт носит преимущественно негативный оттенок. У большинства практикующих медико-социальных работников контакты с пожилыми людьми вне работы ограничиваются общением лишь с их бабушками и дедушками, да и эти контакты часто неглубоки, поверхностны. Ещё меньше среди специалистов молодого и зрелого возраста тех, кто имеет пожилых или хотя бы 50–55-летних друзей. То есть опыт общения и взаимодействия с пожилыми людьми у большинства работающих с ними специалистов ограничен, а потому, начиная работать с пожилыми людьми, многие специалисты получают шок от своих клиентов (client shock) уже в первую неделю работы из-за недостаточного понимания реальности пожилых людей, их переживаний, логики мышления и поступков, недооценки их потребностей и потенциала. Как считают многие исследователи вопроса, если мы не имеем позитивного опыта общения с пожилыми людьми в повседневной жизни, увеличивается риск видеть всех пожилых в одинаковом свете – как инвалидов, беспомощных, не имеющих ничего, кроме проблем. А поскольку медико-социальные работники обычно контактируют лишь со своими клиентами и их семьями именно в то время, когда те находятся в сложной, кризисной жизненной ситуации, у них обычно появляется уверенность, что пожилой возраст – это время инволюции и одних только трудностей. Опасность состоит в том, что, будучи носителями этого убеждения, специалист неизбежно транслирует его своим подопечным. На языке социальной работы такая профессиональная позиция носит название «Я в порядке – Ты не в порядке», что приводит к манипулированию интересами клиента. Реализация названной позиции приводит к тому, что специалист незаметно оказывает давление на клиента, в этом случае пожилой человек становится заложником предубеждений специалиста, сам начинает принимать свой образ никчемного, беспомощного, слабого и никому ненужного человека. А ведь пожилые люди способны учиться, развивать умения, приобретать новые интересы, задача специалиста – активизировать собственные ресурсы клиента в разрешении сложившейся проблемы, помочь осознать личную ответственность за всё происходящее с ним, настроить на уверенность в собственных силах.

Однако причиной манипулятивного подхода к оказанию помощи клиенту может быть и большой опыт работы с лицами пожилого и старческого возраста. По наблюдениям учёных, эта опасность подстерегает длительно работающих специалистов, когда им кажется, что они уже знают, чего ожидать от пожилого человека, чего он хочет, что им не обязательно объяснять пожилому клиенту назначение и последствия тех или иных действий в процессе оказания помощи. У пожилого человека такое поведение специалиста вызывает тревогу, озабоченность, раздражение и может привести к непредсказуемым результатам. Всякие действия специалиста, не согласованные с клиентом, нарушают принципы группы «уход» и «достоинство», разработанные ООН в отношении пожилых людей, и классифицируются как некорректные и негуманные. При уходе за больным пожилым человеком, утратившим способность к самообслуживанию, медико-социальный работник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранять максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию.

Необходимым условием соблюдения деонтологических основ медико-социальной работы с пожилыми людьми является уважение, поддержание достоинства и независимости пожилого человека. Главная опасность для тех, кто работает с пожилыми людьми, – это потеря чувствительности к их индивидуальным потребностям и нуждам. Пожилой человек должен стать для специалиста субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путём и опытом обычно повышают доверие к специалисту, поднимают его авторитет в кругу клиентов пожилого и старческого возраста. В практике медико-социальной работы полезно применять метод биографического интервьюирования. Стимуляция воспоминаний может облегчить принятие пожилым человеком своей жизни, дать понимание того, что она «прошла не зря» и тем самым стабилизировать психо-эмоциональное состояние клиента, облегчить профессиональное взаимодействие с ним. Такой подход позволит специалисту ознакомиться с социальным анамнезом проблем пожилого человека: местом и условиями его проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для пожилого человека, разобраться в переживаниях и интересах клиента, помочь разрешить внутренние противоречия, преодолеть обиду. В то же время не следует забывать и о том, что в беседе с пожилым человеком профессионал обязан поддерживать интерес к тому, о чём рассказывает его собеседник, необходимо подчёркивать заинтересованность в словах пожилого человека, демонстрировать доброжелательность и милосердие.

Конечно же, эта работа с пожилыми и старыми людьми требует от специалиста не только необходимых для его профессиональной деятельности знаний и умений, но и достаточно высокого уровня толерантности, способности выслушивать однообразные, повторяющиеся, а иногда и преувеличенные или даже выдуманные истории, терпеть эксцентричность пожилых. Исследователями выделено три основных руководящих правила в работе с пожилыми людьми:

1) не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения; в частности, специалист должен способствовать тому, чтобы пожилой человек понял и осознал, что источник его проблем лежит в объективной ситуации старения, но не в его неполноценности;

2) требовать от пожилого человека брать на себя ответственность за события его жизни там, где это возможно;

3) стимулировать деятельность пожилых людей по поддержанию социальной интеграции и ощущение целостности жизни, прошлого настоящего и будущего.

Бесспорно, что все специалисты, работающие с пожилыми людьми, должны обладать базовыми знаниями в области психологии и физиологии старости и старения. Но есть и другие, не менее необходимые в работе с этой возрастной категорией знания – это знание менталитета, культуры, особенностей религии обслуживаемого пожилого человека. Специалисту, работающему с пожилыми людьми, нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со своими клиентами. Экстравагантная, сверхмодная одежда, обилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между людьми в возрасте и медико-социальными работниками. Особенно недоверчиво пожилые люди относятся к тем неопытным специалистам, которые дают обещания, исполнить которые не способны или не считают нужным их исполнять. Несобранность, неаккуратность, нетерпение, суетливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны пожилого человека, препятствуют налаживанию взаимопонимания, необходимого обеим сторонам. Конечно, знание морально-нравственных ориентиров пожилых клиентов невозможно приобрести единовременно и в исчерпывающем объёме. Понимание неповторимости, уникальности, каждого пожилого человека, осознание того факта, что каждый из этих людей – носитель определённых духовных ценностей, традиций – вот тот путь, который ведёт к достижению вершин мастерства в исполнении профессионального долга в работе с пожилыми людьми.

Существующее в современном обществе отношение к пожилым людям характеризуется преобладанием негативных установок, препятствующих эффективной помощи этой категории населения, что будет иметь соответствующие последствия не только в ближайшем, но и в более отдалённом будущем. В научной литературе приводятся такие данные: 86% слушателей факультета переподготовки социальных педагогов разделяют негативные стереотипы, связанные с восприятием позднего периода жизни. Здесь стоит задуматься о том, какого медико-социального обслуживания хотел бы специалист медико-социальной помощи для самого себя и своих близких в ситуации подобной той, которая сложилась у обратившегося к нему пожилого человека. Многие из нас после посещения домов–интернатов для престарелых говорят, что не хотели бы там оказаться даже в самых элитных условиях. Трудно представить себе счастливую жизнь в условиях ограничения свободы и выбора, как того требуют правила проживания в стационарных учреждениях. Именно такое обращение к самому себе помогает специалисту проявить эмпатийность к обратившемуся за услугами пожилому человеку. Как отмечает Всемирная организация здравоохранения, «если мы хотим улучшить условия старых людей до достойного уровня, то это нужно делать не только во имя стариков, но и их детей. Долг социальной работы и общества заключается в том, чтобы устранить разрыв между наукой, практикой и политикой и сделать годы жизни человека достойными и благополучными».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: