double arrow

Персоналий

БЕЛИЧЕВА Светлана Афанасьевна

В 1969 г. окончила Таганрогский радиотехнический инсти­тут и была направлена на тюменский моторный завод, где в 1971 г. избрана на освобожденную комсомольскую работу. В 1977 г. ею была защищена кандидатская диссертация по социальной пси­хологии в Ленинградском госуниверситете.

С 1979 по 1985 г. — доцент кафедры педагогики и психоло­гии Тюменского государственного университета и затем докто­рант Академии педагогических наук СССР. В 1989 г. защищена докторская диссертация на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1991 г. утверждена руководителем ВНИК “Государствен­ная система помощи семье и детству” при Комитете по делам семьи и демографической политике РФ и Министерства обра­зования РФ. ВНИКом в течение 1991-1994 гг. под руководством С.А. Беличевой было разработано первое поколение учебных программ для вновь открывающихся факультетов социальной работы, включая основные дисциплины: психология, педагоги­ка, социология, теория и методика социальной работы, медико-­социальные, социально-правовые, социально-экономические дисциплины. Всего более 100 программ.

Доктор психологических наук, создатель и президент кон­сорциума “Социальное здоровье России”, член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, профессор Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала “Вестник психосоциальной и кор­рекционно-реабилитационной работы”, один из ведущих рос­сийских специалистов в области социально-психологической поддержки, профилактики и психологической коррекции детей и семей группы риска.




Под редакцией С. А. Беличевой изданы следующие пособия:

Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограни­ченными возможностями. — М., 1998.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершен­нолетних с девиантным поведением. — М., 1999.

Технологии социально-психологических тренингов. — М., 2001.

Организация и содержание психосоциальной работы в уч­реждениях социального обслуживания детей и молодежи. — М., 2002 и др.

Основные научные интересы, реализуемые в настоящее время и на перспективу, лежат в области психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.

С. А. Беличева занимается разработкой нового научного на­правления практической психологии —- психосоциальная рабо­та и является главным редактором периодического журнала “Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, который издается с 1994 г.



С1990 г. — профессор (по совместительству) факультета пси­хологии и педагогики Московского педагогического государствен­ного университета. С 1992 г. — член президиума УМО вузов РФ по образованию в области социальной работы. С 2002 г. — член научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации.

Награждена почетными грамотами Министерства образо­вания РФ и Министерства труда и социального развития РФ, орденом М.В. Ломоносова национального Комитета обществен­ных наград. Почетным знаком Екатерины Великой, учрежден­ным РГСУ.

БОЧАРОВА Валентина Георгиевна

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член

Международной академии информатизации, директор Инсти­тута педагогики социальной работы РАО, первый президент Ассоциации социальных педагогов и социальных работников.

Автор более 80 научных работ и публикаций, в основном посвященных исследованию проблем социальной педагогики и педагогики социальной работы, теории социальной работы и социального образования. Руководитель проектов по изучению проблем гармонизации отношений личности и общества в со­временной социально-экономической ситуации. Научные раз­работки широко используются в практике социальных педа­гогов, работников социальных служб и общеобразовательных школ.

Внесла заметный вклад в разработку научно-методического обеспечения подготовки социальных педагогов. Под ее научным руководством проводился эксперимент по отработке техноло­гий социально-педагогической деятельности с дезадаптирован­ными детьми и подростками в социуме “школа-микрорайон”.

Основные работы:

Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход: Монография. — М., 1999.

Педагогика социальной работы: Учебно-методич. пособие. — М., 1999.

Обучение социальной работе в России (программы и техно­логии). В 2-х т. — М., 1997.

Социальная работа. Социальная педагогика. Социальный педагог // Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я. Батышева. — М., 1999.

Социальная педагогика как социокультурный феномен / / Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. — М.: РГСУ, 2006.

ДЕМИДОВА Татьяна Евгеньевна

Доктор исторических наук, профессор кафедры теории и методологии социальной работы Российского государственного социального университета, член-корреспондент Международ­ной академии информатизации.

Автор около 50 научных работ и публикаций по проблемам теории, технологии и практики социальной работы. В начале 90-х гг. XX в. особое внимание уделяла исследованию проблем социального общения в переходный период (сравнительный ана­лиз отечественного и зарубежного опыта) и технологизации со­циальных процессов в контексте духовно-нравственных отно­шений. Ведущая научная тема — сравнительный анализ отече­ственного и зарубежного опыта в разработке теории и методи­ки социальной работы; методология социальной работы; опти­мальные модели профессионального общения; информационные социальные технологии.

Основные работы:

Профессиональное общение социального работника. Сер. “Библиотека социального работника”. — М., 1993.

Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга (составитель). — М., 1995.

Социальные технологии в контексте духовно-нравственных отношений в отечественном и зарубежном опыте (вторая поло­вина XX в.): Монография. — М., 1999.

Социальная работа: теория и практика. — М.: Экон-Информ, 2003.

Современные модели социальной работы. — М.: Экон-Информ, 2007.

ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна

Доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заведующая сектором Исследовательского центра проблем качества подготовки спе­циалистов.

В первой половине 90-х гг. прошлого столетия — один из ведущих исследователей в области социальной работы. Автор более 100 печатных работ. Была в числе первых исследовате­лей проблем подготовки кадров социальных работников (ана­лиз учебных планов и учебных программ зарубежных вузов по направлениям: социальная работа, подготовка учебных пособий для студентов, научное руководство аспирантами по проблемам социальной работы).

Основное внимание уделялось исследованию функциональ­но-ролевого репертуара и методов социальной работы, станов­лению в России профессии “Социальная работа”. В последние годы занимается разработкой идеологии ключевых компетен­ций бакалавров и магистров социальной работы.

Основные работы:

Социальная работа. Вып. 1-10. — М.: Минсоцзагциты Рос­сии, ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1992-1995.

Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1.

Ключевые компетенции —- новая парадигма результата об­разования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

МАРТЫНЕНКО Александр Владимирович

Доктор медицинских наук, профессор. Образование полу­чил в Львовском государственном медицинском институте.

Автор около 100 научных работ и публикаций преиму­щественно по проблемам здорового образа жизни (медико-со­циальные аспекты) молодежи, научно-медицинского обеспе­чения подготовки социальных работников для здравоохране­ния, социальной работы в здравоохранении и др. Принимал непосредственное участие в разработке концепции медико-­социальной работы в условиях современной России. Доктор­ская диссертация защищена на тему “Теоретические и орга­низационно-методические основы медико-социальной рабо­ты” (1997 г.).

В последние годы А. В. Мартыненко особое внимание уде­лял разработке проблем медико-социальной работы в России.

Основные работы:

Социальный работник как профессиональный партнер врача общей практики (семейного врача) // Дальнейшее развитие пер­вичной медико-социальной помощи в России: Материалы 2-й научно-практической конференции 30~31 мая 1995 г. — М., 1995.

Сущность медико-социальной помощи в социальной рабо­те // Журнал Социальная работа: теория, технология, образо­вание. — 1996. № 1.

Медико-социальная работа: теория, практика, образование. — М.: Наука, 1999.

Деятельность, родственная врачеванию. — М., 2006.

Теория и практика медико-социальной работы: Учеб. посо­бие. — М.: Гардарики, 2007.

НИКИТИН Владислав Алексеевич

Доктор философских наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации и Академии социального образования.

В 1981 г. защитил докторскую диссертацию по философс­ким проблемам идеологии и политики западноевропейской со­циал-демократии.

Круг его научных интересов довольно широк: от проблем социальной педагогики и теории социальной работы до проблем социального образования. Является одним из ведущих разра­ботчиков государственных образовательных стандартов по на­правлению “социальная работа” второго и третьего поколений. По проблемам социальной работы и социального образования имеет более 200 научных и научно-методических публикаций, в том числе 10 монографий и учебных пособий. Им осуществле­но научное руководство подготовкой более 30 кандидатских и докторских диссертаций, внесен большой вклад в развитие со­циального образования, подготовки и переподготовки специа­листов социальной работы. За заслуги в разработке актуальных философских и социальных проблем В. А. Никитин включен в словари “Философы России XIX-XX вв.” и “Отечественные исследователи проблем социальной работы” (Краткий словарь персоналий. — М., 2006).

Основные работы:

Критика идеологии “демократического социализма”. — М., 1978.

Основные направления реализации социального в обществе. — М.: РГСУ, 1999.

Социальная работа: проблемы теории подготовки специа­листов. — М.: МПСИ, 2006.

Теоретико-методологические вопросы социальной работы. — М.: МосГу, 2006.

ОСАДЧАЯ Галина Ивановна

Заведующая кафедрой социологии и социальной работы РГСУ, доктор социологических наук, профессор.

Имеет богатый опыт работы и научно-педагогический стаж, с 1991 г. работает в Российском государственном социальном университете, ее научные интересы и научная деятельность связаны с разработкой теории, методологии и методики социо­логического анализа социальной сферы, анализом тенденций социального развития, становления социального государства, выявлением противоречий его функционирования в России. Она уделяет большое внимание развитию социального образования, формированию новой научной и управленческой элиты, рас­пространению социального знания.

Результаты научных исследований Г. И. Осадчей опубли­кованы в 150 научных трудах на русском и английском языках, включая 12 монографий.

Основные публикации:

Социальная жизнь россиян: изменения и проблемы (моно­графия), 2006.

Социальные аспекты экономической безопасности (моно­графия в соавт. с В.Д. Роик), 2006.

Priority national projects in social policy of the Russian Federation Conflict, Citizenship and Civil Society. — Abstracts. — Glasgow, 2007.

Г. И. Осадчая — член экспертного совета ВАК РФ по фило­софии, социологии и культурологии, а также главный редактор журнала “Социальная политика и социология”, член редколле­гии журнала “Ученые записки РГСУ”.

Имеет государственные награды.

ПАВЛЕНОК Петр Денисович

Доктор социологических наук, профессор.

Научные интересы П. Д. Павленка: проблемы социальной структуры общества, образа жизни, социальной политики и со­циальной работы. По этой проблематике опубликовано более 400 работ, отдельные из них — за рубежом. Под его научным руко­водством, при активном участии и в соавторстве издан ряд мо­нографий, учебников и учебных пособий. В их числе:

Основы социальной работы. — М., 1997 (2001, 2006 гг.).

Социология. — М., 2002, 2006, 2010.

Краткий словарь по социологии. — М., 2001-2002.

Технологии социальной работы в различных сферах жиз­недеятельности. — 3-е изд. — М., 2004, 2006, 2007.

Теория, история и методика социальной работы. — 1-7 изд. — М., 2003-2007.

Социология социальной работы. — М., 2007.

П. Д. Павленок — один из авторов многих известных кол­лективных трудов, посвященных проблематике социальной ра­боты (“Социальная работа: вопросы и ответы” (1997); “Российс­кая энциклопедия социальной работы” в 2-х частях (1997); “Со­циальное образование России XXI века: традиции и вызовы вре­мени, достижения и проблемы” (2006) и др. Постоянный автор “Отечественного журнала социальной работы”. Член редколле­гии этого и других журналов.

Удостоен звания “Почетный работник высшего професси­онального образования РФ”, имеет многие другие почетные зна­ки отличия.

ПАНОВ Андрей Михайлович

Действительный член Российской академии социального образования, член-корреспондент Международной академии информатизации, член президиума УМО вузов России по обра­зованию в области социальной работы. Президент межрегио­нального общественного объединения “Ассоциация работников социальных служб”, главный редактор объединенной редакции изданий ассоциации, кандидат педагогических наук, доцент, в настоящее время заместитель директора Департамента демог­рафической политики и социальной поддержки населения Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Стоял у истоков создания в России принципиально новой государственной системы социальной защиты и ее важнейшего компонента — социального обслуживания, подготовки кадров для этой сферы.

Известен своими исследованиями проблем теории и прак­тики социальной работы, социального обслуживания, подготов­ки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников. Много сделал для изучения и адаптации в России зарубежного опыта социальной работы и подготовки професси­ональных специалистов по социальной работе. Имеет свыше 80 научных и научно-методических публикаций.

Вместе с другими руководителями и сотрудниками Коми­тета по делам семьи и демографической политике при Совмине России предпринял энергичные усилия для открытия в стране новой специальности в системе высшего и среднего специаль­ного образования и нового направления подготовки кадров “Со­циальная работа”. Обеспечил и курировал деятельность ВНИК “Государственная система социальной помощи семье и детям”, силами которого впервые разработан пакет программ по дис­циплинам, входящим в учебно-тематический план специально­сти “Социальная работа”.

САРАЛИЕВА Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна

Доктор исторических наук, профессор. Заведующая кафед­рой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Лобачев­ского. Действительный член, вице-президент Межрегиональной общественной организации “Академия гуманитарных наук”, председатель Нижегородского отделения Межрегиональной общественной организации “Академия гуманитарных наук”. Действительный член Академии социального образования. Председатель Нижегородского отделения Российской социоло­гической ассоциации. Член редколлегии Российского научного журнала “Женщина в российском обществе”, междисциплинар­ного научно-практического журнала “Социальная политика и социология”. Член президиума Учебно-методического объеди­нения по социологии (Москва, Московский госуниверситет им. М. В. Ломоносова) и по социальной работе (Москва, Москов­ский государственный социальный университет).

Область научных интересов: проблемы социальных процес­сов современности; гендерный аспект социальной политики; те­ория и методы социальной работы; проблемы современной се­мьи.

Под ее научным руководством подготовлено свыше 40 док­торских и кандидатских диссертаций.

Автор более 150 научных и научно-методических работ. Основные труды:

Социальная работа как профессия: Учеб. пособие, 1996.

Семья — клиент социальной работы // Учеб. пособие. —

Н. Новгород. — ННГУ, 2003.

Социология гендерных отношений: Учеб. пособие. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

ТОПЧИЙ Леонид Васильевич

Профессор, генеральный секретарь Межрегиональной об­щественной организации “Ассоциация работников социальных служб”, член президиума УМО вузов России по образованию в области социальной работы, заместитель главных редакторов журналов “Отечественный журнал социальной работы”, “Со­циальное обслуживание” и “Работник социальной службы”.

Трудовая биография профессора Л. В. Топчего связана с развитием двух важнейших сфер общественной жизни страны: системой высшего профессионального образования и системой социального обслуживания населения. Л. В. Топчий является одним из тех, кто стоял у истоков становления и развития сис­темы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе.

Работник Комитета по делам семьи и демографической по­литике при Совмине России, Минсоцзащиты России, Минтруда и социального развития России, Администрации Президента Российской Федерации (1990—1997 гг.). Л. В. Топчий постоянно занимался координацией научных исследований по проблемам семьи, женщин и детей, разработкой научного и научно-мето- дического обеспечения работы социальных служб, подготовки и переподготовки профессиональных социальных работников. Является автором двух уникальных методик по определению потребности регионов в специалистах социальной работы и оп­тимальной сети учреждений социального обслуживания в субъектах Российской Федерации. При его участии разрабаты­валась концепция социального обслуживания населения в Рос­сии, квалификационные характеристики специалиста по соци­альной работе, государственные образовательные стандарты по направлению “Социальная работа”, а также целый ряд проек­тов, предусматривающих развитие подготовки кадров соци­альных служб. Принимал непосредственное участие во введе­нии в России специальности “Социальная работа” и должности “Специалист по социальной работе”. Автор более 250 научных работ и публикаций, в том числе 130 по проблемам теории и практики социальной работы.

Основные работы:

Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и пер­спективы развития. — М.: ИСР, 1997.

Кадры социальных служб России. Т. 20. Энциклопедия со­циального образования. — М.: Изд-во МГСУ “Союз”, 2000.

Социально-правовые основы становления профессиональ­ной социальной работы в России. — М.: ГосНИИ семьи и воспи­тания, 2000.

Организация социального обслуживания населения. — М.: СТИ МГУС, 2002.

Отечественные исследователи проблем социальной работы. Словарь персоналий. — М., 2006.

Актуальные проблемы развития теории социальной рабо­ты. — М.: Изд-во РГСУ, 2007.

ФИРСОВ Михаил Васильевич

Доктор исторических наук, профессор, действительный член Российской академии социального образования, один из ведущих специалистов в области истории социальной работы в России.

Образование получил в Московском государственном пе­дагогическом институте имени В. И. Ленина.

Научные интересы — проблемы истории и теории социаль­ной работы. Тема докторской диссертации “Социальная работа в России: теория, история, общественная практика” (1997). Яв­ляется составителем первой в Российской Федерации “Ан­тологии социальной работы” (3 т.), отражающей исторический путь становления социальной работы в России как профессии и области научного знания. Автор более 100 научных работ и пуб­ликаций.

Основные работы:

Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. — М., 1992.

Введение в специальность и основы профессиональной эти­ки социального работника. — М., 1993.

Введение в теоретическую социальную работу (историко­понятийный аспект). — Воронеж, 1996.

История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Владос, 1999.

Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Владос, 2000 (в соавторстве с Е. Г. Студеновой).

Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2007 (в соавторстве с Е. Г. Сту­деновой).

ФОКИН Владимир Андреевич

Доктор педагогических наук, профессор. Активно сочетает научно-педагогическую, организаторскую и общественную де­ятельность. Возглавляет кафедру социальной педагогики и со­циальной работы Тульского государственного педагогического университета им. JI. Н. Толстого, член Совета УМО вузов Рос­сии по образованию в области социальной работы. Прошел ста­жировку по специальностям “Социальная педагогика” и “Соци­альная работа” в США, Великобритании, Израиле, Венгрии и Германии.

Область основных научных интересов В. А. Фокина связа­на с развитием социальной педагогики, совершенствованием подготовки социальных педагогов и социальных работников и исследованием проблем социального образования за рубежом.

В. А. Фокин имеет более 220 научных работ. Основные труды:

Социальная работа с пожилыми в США: Учеб. пособие, 2002.

Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятель­ности детских общественных объединений в школе: Моногра­фия, 2002.

Социальная и медицинская помощь населению после ката­строфы: Учеб. пособие, 2003.

Гражданское образование: российский и американский опыт подготовки студентов: Монография, 2003.

Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом: Учеб. пособие, 2005.

Актуальные проблемы социальной работы: Монография, 2007.

ХОЛОСТОВА Евдокия Ивановна

Доктор исторических наук, профессор. Ведущий исследо­ватель России в области теории, истории и технологии социаль­ной работы.

Образование получила в Московском государственном пе­дагогическом институте им. В. И. Ленина.

20 лет (1965-1985) отданы Истринскому району Московс­кой области и стали прекрасной школой для нее как руководи­теля. Судьба распорядилась так, что Евдокия Ивановна стала ученым, доктором исторических наук, маститым педагогом, про­фессором, руководителем и организатором ряда высших учеб­ных заведений, ассоциаций, академий. И все-таки главная ее деятельность уже многие годы сфокусирована на одном научно-практическом направлении — на социальной работе.

В настоящее время Е. И. Холостовой опубликовано более 200 научных работ, в том числе учебники “Теория социальной работы”, “Технологии социальной работы”, “Теория и практи­ка социальной работы”, учебные пособия по социальной поли­тике, истории социальной работы, социальной реабилитологии, социальной работе с пожилыми людьми (всего около 30 моно­графий, учебников, учебных пособий). Ряд ее трудов переведен на английский, немецкий, вьетнамский языки.

Она главный редактор “Отечественного журнала социаль­ной работы”. Президент Академии проблем социальной работы (1996), вице-президент межрегиональной Ассоциации работни­ков социальных служб (1994), академик Академии социального образования, международной Академии информатизации. По­четный работник высшей школы.

Научные интересы: проблемы старения населения, семья и ее развитие в современном обществе, социальная работа на селе, профессиональный и духовно-нравственный облик соци­ального работника. Автор более 150 публикаций, в том числе около 20 монографий, учебных пособий и учебников по пробле­мам социальной политики, теории, истории и технологии соци­альной работы, реабилитологии и геронтологии. Теорию соци­альной работы рассматривает как междисциплинарную отрасль научного знания. В первой половине 1990-х гг. принимала ак­тивное участие в разработке нормативно-правовых и научно- методических основ развития территориальных социальных служб и их кадрового обеспечения.

Основные работы:

Генезис социальной работы в России: Учеб. пособие. — М., 1995, 2009, 2010.

Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. — М., 1997.

Теория и методика социальной работы: Справочное посо­бие (в соавторстве). — М., 1997.

Социальная политика России на ее современном этапе: Учеб. пособие. -— М., 1997.

Основы теории социальной работы: Учеб. пособие. — М., 1997.

Практика социальной работы. — М., 1997.

Практикум по социальной работе. — М., 2008.

Теория социальной работы: Учебник (ред., составитель, ав­тор 6 глав). — М., 1998.

История социальной работы: Учеб. пособие (в соавторстве). — М., 1998.

Пожилой человек в обществе. Ч. 1, 2. — М., 1999.

Профессионализм в социальной работе: Учеб. пособие. — М., 2007, 2009.

Становление теории социальной работы. — М., 1999.

Социальная работа: Учеб. пособие. — М., 2005, 2008, 2009, 2010.

Социальная работа с пожилыми людьми. — М., 2007, 2009.

Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учеб. пособие, 2009.

Социальная работа с инвалидами: Учеб. пособие. — М., 2006, 2007, 2009.

Социальная работа с семьей: Учеб. пособие, 2008.

Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие. — М., 2008, 2009.

Энциклопедия социальных практик / Под ред. Е. И. Холос­товой и Г. И. Климантовой.

ШМЕЛЕВА Наталья Борисовна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая ка­федрой педагогики профессионального образования и социаль­ной деятельности Ульяновского государственного университе­та, действительный член Российской академии социального об­разования, входит в состав президиума УМО вузов России в области социального образования. Родилась в г. Москве. В 80-е гг. XX в. вошла как ученый-исследователь в научную школу док­тора педагогических наук, профессора, академика РАО В. А. Сластенина. Защищены диссертации по педагогике, тео­рии и методике профессионального образования (кандидатская и докторская диссертации) в Московском государственном пе­дагогическом институте им. В. И. Ленина.

Особые профессиональные достижения: разработанные методология, подходы и технологии подготовки специалистов социальной сферы широко используются в вузовском образо­вании в различных регионах России. При активном участии

Н. Б. Шмелевой открыты специальности “Социальная работа” и “Социально-культурный сервис и туризм” в Ульяновском го­сударственном университете.

Участвовала в разработке профессионально-этического кодекса социальных педагогов и социальных работников Рос­сии (2002). Входит в редакционную коллегию журнала “Отече­ственный журнал социальной работы” (Москва), состоит в ав­торском коллективе “Российской энциклопедии социальной ра­боты” (в 2-х т., 2004), в редакционной коллегии “Современной энциклопедии социальной работы” (Москва, 2008).

Более 10 лет председатель диссертационного совета по пе­дагогике (под ее руководством защищено более 25 кандидатс­ких и докторских диссертаций). Активно оппонирует докторс­кие и кандидатские диссертации в различных регионах.

Руководитель научной школы по теории и методике про­фессионального образования, коллектив которой выполнил НИОКР в рамках нескольких грантов на сумму около 10 млн руб.

Н. Б. Шмелева является одним из ведущих ученых УлГУ, ее научные заслуги признаны на международном и всероссийс­ком уровне. Особые личностные достижения: научные пробле­мы — профессионально-личностное развитие специалиста; со­циальный работник, его профессионализм; личность руководи­теля социальной сферы, его имидж; современный преподава­тель высшей школы, технология и методика преподавания в вузе; проблемы пожилого человека в обществе; разработаны инновационно-образовательные технологии в профессиональ­ной подготовке социальных работников.

Опубликовано свыше 200 научных, учебно-методических работ (монографии, учебники, учебные пособия), в том числе:

Социальная работа: личность и профессия (аспекты разви­тия). — Ульяновск, 2002.

Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учеб. пособие. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2004.

Психолого-педагогические особенности человека “третье­го возраста” как фактор его интеграции в социокультурное про­странство: Монография. — Ульяновск, УлГУ, 2006.

Личность — профессионализм — деятельность в социаль­ной сфере. Монографический сборник. — Ульяновск: УлГУ, 2006.

Мотивационный потенциал профессиональной деятельно­сти преподавателя в вузе. Вестник Казанского технологическо­го университета. — Казань: КТУ, 2008.

Методика преподавания социальных дисциплин. Учеб. по­собие. — Ульяновск, 2006.

Личность руководителя: имидж и общение. Учеб. пособие. — Ульяновск, 2008, 2010.

За заслуги в научно-педагогической деятельности, большой вклад в развитие социальной работы и подготовку квалифици­рованных специалистов награждена знаком “Почетный работ­ник высшего профессионального образования РФ” (2000), при­своено звание “Заслуженный работник высшей школы РФ” (2005). Профессиональные награды: серебряная медаль имени императрицы Марии Федоровны “За социальное служение Рос­сии” (2003), почетный знак Петра Великого “За достижения в социальном образовании” (2006).






Сейчас читают про: