Берлинское коммюнике
Третий этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003 года, где было подписано соответствующее коммюнике.
Во встречи принимали участие уже 40 страны.
В качестве новых стран участников (7) присоединились Албания, Андора, Босния и Герцеговина, бывшая Югославская Республика Македония, Ватикан, Россия, Сербия и Черногория.
Цели и задачи: одобрены принятые ранее цели и задачи, ряд задач уточнен и конкретизирован. Приоритетными на ближайшие два года названы: внедрение эффективных систем обеспечения качества, повышение эффективности применения двухступенчатой системы образования и улучшение системы признания степеней и периодов обучения. Обозначены конкретные действия по данным направлениям на ближайшие два года.
Сформулированы дополнительные задачи:
- обеспечение более тесных связей между высшим образованием и научно- исследовательскими институтами, включение в рамки Болонского процесса третьего цикла высшего образования - аспирантуры;
|
|
- определение механизма оценки прогресса развития Болонского процесса.
Решения:
- Создана Рабочая группа для реализации всех задач, обозначенных в Коммюнике, общего наблюдения за Болонским процессом и подготовки следующей встречи министров;
- изменен порядок вступления в общеевропейское пространство высшего образования новых членов, приняты заявки на вступление от семи новых стран, в том числе России.
В мае 2005 года Болонский процесс расширился до 45 стран-учасников Болонского процесса с присоединением Украины, Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы.
На основании доклада Рабочей группы, сформированной на предыдущей конференции, подведены промежуточные итоги по ключевым вопросам, главным образом: трехуровневая система образования, система обеспечения качества, признание уровней и сроков обучения. Отмечены положительные достижения и проблемные моменты по каждому направлению.
Приняты:
- общая рамка квалификаций в Общеевропейском пространстве высшего образования;
- стандарты и принципы обеспечения качества для Общеевропейского пространства высшего образования;
На ближайшее будущее приоритетными названы следующие задачи:
- усиление взаимодействия высшего образования и научных исследований;
- социальные аспекты Болонского процесса - главным образом, вопрос общедоступности качественного высшего образования;
- усиление мобильности студентов и преподавателей;
- повышение привлекательности европейского пространства высшего образования.
Промежуточные задачи:
- внедрение стандартов и принципов обеспечения качества в соответствии с предложениями доклада Европейской сети по обеспечению качества;
- внедрение национальных систем квалификаций;
- присуждение и признания двойных дипломов, в том числе докторских степеней;
- создание в системе высшего образования возможностей реализации гибких траекторий обучения, включая процедуры признания ранее полученного обучения.