Этапы развития Болонского процесса и их роль в формировании единого образовательного пространства

Декабря 2010 года указом № 1085/10 Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» МОН и Министерство по делам семьи, молодежи и спорта Украины были реорганизованы в Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины.

Система и полномочия органов управления высшим образованием

Министерство образования и науки Украины (МОН) является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.

Руководство Министерством образования и науки Украины осуществляют: Министр образования и науки Украины, первый заместитель и заместители Министра.

В структуру Министерства образования входят и ему подчиняются: Коллегия Министерства образования и науки Украины, региональные управления образования и науки Украины, а также Департамент административной работы и контроля, Департамент развития дошкольного, общего среднего и внешкольного образования, Департамент развития профессионально-технического образования, Департамент высшего образования, Департамент международного сотрудничества, Департамент экономики и социального развития, Департамент научно-технологического развития, Департамент инновационного развития. Все структуры Министерства образования Украины занимаются контролем, мониторингом, разработками и финансированием в научной и образовательной сферах государства. В состав Министерства образования также входят управления и отделы по прогнозированию, мониторингу, разработке и осуществлению политики в научных и образовательных сферах.

Министерство образования и науки Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законом Украины “Об образовании”, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и Положением о Министерстве образования Украины.

Указом Президента Украины № 96/2013 от 28.02.2013г. "О некоторых мероприятиях по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" в Украине созданы Министерство образования и науки, а также Министерство молодежи и спорта путем реорганизации Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины и Государственной службы молодежи и спорта Украины.

Министром образования и науки Украины с 18 декабря 2007 по 11 марта 2010 года являлся Иван Вакарчук. С 11 марта 2010 года его сменил Дмитрий Табачник.

Есть две основные причины старта Болонского процесса:

1) Массовое высшее образование в последние десятилетия стало очень доходным бизнесом, и на этом рынке европейские вузы проигрывали США и терпели убытки.

2) Европейский союз медленно, но верно двигается по пути интеграции в единое государство. Общая социально-
экономическая и политическая структуры предполагают наличие унифицированной системы образования, хотя бы
для того, чтобы нормально функционировал единый рынок труда. С другой стороны, одна система образования
послужит дополнительным фактором окончательного объединения Европы.

Основные требования для вступления стран в Болонский процесс:

1. Для эффективной подготовки учащихся к вузу в старшей школе в обязательном порядке вводится профильное обучение (т.е. по направлениям – гуманитарному, физико-математическому и т.д.). а в 9-х классах – предпрофильное. В старшей школе предполагается около 10 "профилей"-направлений: в каждом из них около 30% учебного времени будет отводиться узкоспециальным курсам по выбору учащегося;

2. Разрабатывается новый базисный учебный план и стандарты, учитывающие особенности профильной школы.

3. Наша система высшего образования должна быть приведена в соответствие с "многоуровневой системой" Европы, описанной в документах Болонского процесса;

4. Необходимо расширение дистанционного образования (т.е. заочного, с помощью Интернета и филиалов центральных вузов);

5. Мы должны разработать единое приложение к диплому, т.к. общие дисциплины, изучаемые в вузах Европы, будут одинаковыми;

6. ВУЗы, не принявшие требования Болонской конвенции, лишаются государственного финансирования;

7. Для решения проблемы интеграции в Болонский процесс среднего специального образования предполагается создать учебные заведения "смешанного типа";

8. Проблема послевузовского образования (статуса степенней доктора и кандидата наук) предположительно решится так: кандидаты приравняются по статусу к магистрам, а доктора (наши) будут приравнены к европейским докторам наук (PhD);

9.Базовые учебные планы следует фундаментально сократить, т.к. учащиеся сильно перегружены, а в странах ЕС массовое образование не предполагает многих тем, обязательных в Украине.

Для реализации этих планов уже в средней школе создаются модульные курсы, вводится "кредитная система" с набором баллов за элективные пройденные курсы. Профильные дисциплины в старшей школе будут преподаваться за счёт "непрофильных", которые можно будет частично усвоить "по выбору".

Болонский процесс - структурная реформа высшего образования на европейском пространстве. Это процесс добровольный, гибкий, открытый, постепенный, который базируется на ценностях европейского образования. Одним из условий вхождения стран Европы к единому образовательному процессу есть адаптация национальной системы высшего образования к сфере труда. Определяющим становится вопрос трудоустройства выпускников высших учебных заведений как интегрированный процесс образования и профессиональной подготовки.

Болонский процесс - это своеобразное движение образовательных национальных систем к единым стандартам и критериям, которые утверждаются в Европейском пространстве. Ее главная цель - консолидация усилий научной и образовательной общественности и правительств Европы к существенному повышению конкурентоспособности европейского высшего образования и науки в мировом измерении, а также для повышения роли этой системы в социальных преобразованиях. Это движение вызвано реальными изменениями, которые происходят в Европе и в мире. Оно является ответом глобализации, становления информационного общества, усиления миграционных процессов, мобильности рынка труда, межкультурных обменов, а главное - объективно сформированной потребности учиться «жить вместе», сохраняя собственную этническую, культурную, религиозную разновидность и одновременно понимая и уважая один другого согласно нормам и стандартам.

Началом процесса гармонизации системы европейского высшего образования считается 19 июня 1999 года, когда министерства образования европейских стран приняли декларацию на международной конференции в Болонье «Зона европейского высшего образования». Процесс получил название Болонского. Но фактически эти изменения начались еще в 1988 году, когда ректоры университетов Европы приняли «Великая хартию университетов».

«Великая Хартия университетов» результат предложения о создании содружества университетов, с которым еще в 1986 году Болонский университет обратился к ведущим университетам Европы. На встрече в Болонье в июле 1987 года делегаты из 80 европейских университетов избрали Совет из руководителей ряда университетов и представителей Совета Европы для разработки проекта Хартии — своеобразной Конституции европейских университетов. 18 сентября 1988 года во время торжеств, посвященных 900-летию Болонского университета ректоры 430 университетов подписали Хартию.

Великая хартия университетов определила фундаментальные принципыразвития высшего образования, а именно:

1. Университет является автономным учреждением, лежащим в основе обществ, по-разному организованных в соответствии с особенностями географии и историческими традициями; он создает, изучает, оценивает и передает из поколения в поколение культуру при помощи научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать требованиям окружающего мира, эти исследования и обучение должны быть морально и интеллектуально независимы от всех политических властей и экономического давления.

2. Обучение и исследования в университетах должны быть неразделимы, если их преподавание не отстает от изменяющихся потребностей, запросов общества и успехов в научных знаниях.

3. Свобода в исследованиях и профессиональной подготовке есть фундаментальный принцип университетской жизни, и правительства и университеты, каждые в своем направлении, должны уважать это фундаментальное требование. Отвергающие нетерпимость и всегда открытые для диалога, университеты представляют собой идеальное место встреч для преподавателей, где можно поделиться своими знаниями и хорошо подготовиться для их развития с помощью исследований и инноваций, а также для студентов, имеющих право, возможности и желание повысить свои знания.

4. Университет является хранителем традиции европейских гуманистов; его постоянной заботой является достижение универсальных знаний; для выполнения своего предназначения он действует вне географических и политических границ и утверждает жизненную потребность различных культур познавать и влиять друг на друга.

Кроме Великой хартии университетов (Болонья, Италия, 1988) в основе этого интеграционного процесса, который стал предысторией Болонского процесса, лежат еще 2 таких важных документа:

1. Лиссабонская конвенция (Лиссабон, 1997г.). Португалия

2. Сорбонская декларация (Париж, Сорбонна, 1998г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: