Конкурентоспособность - т.е. возможность сбыта на данном рынке - товара можно определить посредством сравнения товаров-конкурентов между собой.
Затраты покупателя складываются из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, что вместе называется ценой потребления.
Цена потребления обычно существенно выше проданной цены (например, в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни холодильника продажная цена занимает 10 %, а трактора - 19 %), поэтому наиболее конкурентоспособен не то товар, за которую просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок службы у покупателей (Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи).
Оценка конкурентоспособности товара.
В самом общем виде условие конкурентоспособности товара имеет вид:
К = Р/С,
где Р - полезный эффект;
С - затраты на приобретение и использование товара, т.е. удельный полезный эффект.
Определить, соответствует ли определенный товар этому условию можно лишь в процессе его сравнения с другими товарами.
|
|
Оценка конкурентоспособности товара включает в себя следующие этапы:
I - анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы сравнения;
II - определение набора сравниваемых потребительных и экономических параметров товаров. Далее устанавливают иерархию этих параметров, выдвигая на первый план те, которые имеют наибольшую значимость и присваивают им определенные веса.
Величины экономических параметров определяются ценой изделия, расходами на его транспортировку, установку, обучение персонала, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, налоги, страховые взносы и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления.
III - расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара. Он основан на сравнении потребительных и экономических параметров исследуемого товара с соответствующими параметрами существующего (или разрабатываемого) товара, наиболее полно отражающими потребности покупателя. Например, предлагаемая ЭВМ имеет производительность 100 млн. операций в секунду, а потребителю нужна производительность 500 млн. операций в секунду: потребность по данному параметру удовлетворена только на 20 %. Это индивидуальный параметрический индекс, его рассчитывают для всех количественно оцениваемых потребительных и экономических параметров.
Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительными свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса (Ip), который рассчитывается по формуле:
|
|
Ip =2>jij,
где n - число анализируемых потребительных параметров;
aj – вес j параметра;
ij параметрический индекс j-ro потребительного параметра.
|
(IЭ): Iэ.=∑,
|
где т - число анализируемых экономических параметров; я, - вес /-го экономического параметра;
ai - параметрический индекс j-го экономического параметра. Сводные индексы конкурентоспособности по потребительным и экономическим параметрам (Ip и Iэ) дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу:
К=Ip/Iэ,
Если К > 1, анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец; если К < 1 - уступает.
Этот показатель характеризует степень привлекательности товара для покупателя. Привлекательность же товара для продавца (Кэ) рассчитывается по
формуле: Кэ=Вэ/Зэ,
где Вэ - чистая выручка от продажи;
Зэ - полные затраты на производство продукции и ее транспортировку. В общем виде схему оценки конкурентоспособности товара можно выразить следующим образом (рис. 6.2):
Вместе с тем надо ясно представлять себе, что любой товар, как только он вышел на рынок, немедленно начинает в той или иной мере терять свою конкурентоспособность. Поэтому новое изделие должно проектироваться по такому графику, который обеспечив.