В современном мире создание и производство новых товаров являются решающими для процветания фирмы.
При разработке и производстве нового товара на рынок необходимо учитывать два требования:
1. Прогнозировать и по возможности формировать новые потребности;
2. Максимально сокращать срок между выдвижением идеи и пробной продажей товара (рис. 6.1.)
1,2) выдвижение и отбор наиболее перспективных идей.
Технология этого процесса начинается с выдвижения возможно большего числа новых идей (60 и более) относительно потребностей, способов их удовлетворения, конструктивных особенностей товара и т.д. Согласно практике японских компаний, необходимо максимально побуждать всех сотрудников предприятия к выдвижению новых идей относительно улучшения (модернизации) существующих товаров и особенно создания новых изделий.
Так, в 10 ведущих компаниях Японии за год (1980-1981) в среднем один работающий подал 12,8 предложения, что в 85 раз больше, чем в США, и в 400 раз больше, чем в СССР.
|
|
Так как сотрудники службы сбыта теснее всех общаются с клиентами, чаще слышат их критические замечания, предлагается установить для них норму: вносить ежемесячно по одному пусть даже самому маленькому предложению об улучшении качества товаров, технологии торговли и т.д.
Для создания нового товара или поиска новых идей организуются группы экспертов по методу мозгового штурма.
Собираются 8-12 независимых экспертов при наличии одного ведущего. В течение 2-3 часов необходимо выдвинуть как можно больше свежих идей. Ведущий заготавливает карточки с вопросами, эксперты их заполняют. Карточки обезличены.
Затем все идеи записываются на большом листе и обсуждаются. Некоторые отсеиваются, а те; которые остаются - ранжируются по степени пригодности. Идеи, набравшие максимальное количество баллов, отбираются.
3) оценка и сравнение идей по перечню критериев.
После отбора наиболее перспективных идей изучают следующие вопросы:
1) вероятность конструкторского и технологического решения проблемы;
2) уровень потребных капиталовложений;
3) патентной защиты
4) уровень патентной защиты;
5) возможная длительность жизненного цикла;
6) возможная прибыль;
7) возможный уровень и срок окупаемости данного проекта нового товара. Таблица 6.1 - Затраты на разработку и введение на рынок нового товара
Вид деятельности | Сметные затраты, % |
1. Фундаментальные исследования | 3,6 |
2. Прикладные разработки | 7-18 |
3. На подготовку технологического оборудования (строительство новых предприятий) | 40-60 |
4. Налаживание серийного производства | 5-16 |
5. Организация сбыта (реклама, стимулирование сбыта, организация товародвижения) | 10-27 |
6) "Рыночный тест" товара.
|
|
Товар, даже высокое качество которого не вызывает сомнений, перед началом серийного производства подвергают "рыночному тесту" - проводят пробную продажу на выбранных рынках. Этот этап маркетинга обязателен для товаров индивидуального потребления и желателен (хотя редко осуществим из-за больших расходов и других обстоятельств) в случае товара производственного назначения. Цель - получение оперативной коммерческой информации.