Задачи стратегического планирования
Стратегический план предприятия:
1) задает направления деятельности предприятия и позволяет лучше разработать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирование продукции, ее продвижение и сбыт, а также планирование цен;
2) стимулирует координацию различных функциональных направлений;
3) позволяет предприятию оценить свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей и угрозу окружающей среды;
4) определяет альтернативные действия или комбинации действий, которые может предпринять предприятие;
5) создает основу для распределения ресурсов;
6) демонстрирует важность оценки деятельности.
Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:
1. Определение задачи предприятия;
2. Создание стратегических хозяйственных подразделений;
3. Разработка стратегии маркетинга.
1. При определении стратегии задачей предприятия является его долгосрочная ориентация на какой-либо вид деятельности и соответствующее место на рынке.
2. После определения своей задачи предприятие формирует стратегические хозяйственные подразделения (СХП). СХП - это самостоятельные отделения, отвечающие за ассортиментную группу или какой-либо товарный отдел в рамках организации с концентрацией на конкретном рынке. СХП - это основные элементы построения стратегического плана маркетинга. Каждое из них имеет следующие общие характеристики:
- конкурентную ориентацию;
- точный целевой рынок;
- одного из руководителей маркетинга фирмы во главе;
- контроль над своими ресурсами;
- собственную стратегию;
- четко обозначенных конкурентов;
I - явное отличительное преимущество.
Количество СХП зависит от задачи предприятия, его ресурсов и готовности высшего руководства делегировать полномочия. В ходе обследования 1000 крупнейших промышленных фирм США установлено, что типичная компания имеет их около 30. Специализированная фирма может иметь и одно СХП
3. Стратегия маркетинга определяет, какова должна быть структура маркетинга, чтобы обеспечить достижение целей предприятия. В решениях о структуре маркетинга главное – планирование продукции, сбыта, продвижение и цены.
Часто фирма выбирает стратегию из двух или более возможных вариантов. Например, которая хочет увеличить свою долю на рынке, может сделать это несколькими путями: создать более благоприятный образ товара через интенсивную рекламу; увеличить численность торгового персонала; представить новую модель; понизить цены или продавать через большее число розничных магазинов; эффективно соединить и скоординировать все эти элементы маркетинга.