Метрология и стандартизация

Нормативно-техническая база метрологии.

Конституционная норма по вопросам метрологии (ст. 71 р Конституции РФ)

Законы "Об обеспечении единства измерений" № 102-ФЗ от 28.06.2008 г и «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 24.12.2004г

Постановления Правительства России по отдельным вопросам (направлениям)

метрологической деятельности

ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений», другие стандарты системы ГСИ и другие нормативные документы Гостехрегулирования России: ТР, ГОСТ Р, РД, ПР.

Рекомендации государственных научных метрологических центров Гостехрегулирования России: МИ.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

При создании и эксплуатации государственных информационных систем, используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям. В соответствии с Указами Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» и от 11.08.2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации», федеральными органами исполнительной власти, правомочными осуществлять нормотворческую деятельность в области технической защиты информации, являются ФСБ и ФСТЭК России.

(привести пример о создании компакт-диска под заранее разработанный стандарт для носителей информации)

Система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартазации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием ФЗ о техническом регулировании началось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа:

1 этап — начальный (2002г.) — состояние Государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона;

2 этап — переходный (2003—2010 гг.) — преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.

3 этап — окончание формирования национальной системы стандартизации — системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России, который выполнял свои функции непосредственно и через созданные им территориальные органы — Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых было более 90.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую:

1) техническое законодательство;

2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной информации;

3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;

4) стандарты предприятий и технические условия.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.04 № 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандартизации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техническому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России).

К 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированного на переходный период, национальные стандарты будут документами сугубо добровольного применения

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11—17 ФЗ о техническом регулировании. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Ныне действующий Федеральный закон от 24.12.2004г №184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил целый ряд документов, оставив:

  • национальные стандарты;
  • стандарты организаций;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ);
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.

Установление двух категорий стандартов — «национальных стандартов» и «стандартов организаций» — определит сосуществование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.

Национальная система стандартизации включает:

— национальные стандарты:

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу начинают заменять стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), установленных в свое время Законом РФ «О стандартизации».

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

Итак, в зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название — государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт организации.

Термин «национальный стандарт», в отличие от «государственного стандарта», подчеркивает его негосударственный (добровольный в применении) характер, а с другой стороны - распространяет область действия стандарта на всю территорию Российской Федерации. Если национальный стандарт может применяться в общероссийском масштабе, то стандарты организаций являются нормативными документами локального значения, разрабатываемыми в конкретной организации, и являющиеся объектом авторского права. И национальные стандарты, и стандарты организаций должны способствовать осуществлению целей стандартизации и соответствовать ее основным принципам.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установил, что базовым элементом нормативно-правового регулирования признается технический регламент как документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Классификатор — нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации (ПР 50-733-93). Предназначение классификаторов - обеспечение информационной совместимости во всех сферах деятельности.

Статус ОКТЭСИ принципиально иной, нежели национальных стандартов - они обязательны для применения на всей территории РФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: