Проведение налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей заключается в контроле исчисления и уплаты подоходного налога по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
Для целей налогообложения к доходам от осуществления предпринимательской деятельности относятся:
- доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее — доходы от реализации),
Доходы от реализации (выручка) определяются исходя из общей стоимости реализованных товаров, иного имущества, выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
К доходам от реализацииотносятся:
• суммы денежных средств, поступившие на счета в банках и (или) в небанковские кредитно-финансовые организации, и (или) в кассу индивидуального предпринимателя (частного нотариуса) за реализованные товары, иное имущество, за выполненные работы, оказанные услуги;
• доходы по операциям с ценными бумагами;
• иные доходы, связанные с производством и реализацией товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнением работ, оказанием услуг.
В состав внереализационных доходов включаются доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в виде:
• полученных штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение договорных обязательств,
• положительной разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки, конверсии) иностранной валюты от официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь, на дату продажи (покупки, конверсии);
• других доходов, не связанных с производством и реализацией товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнением работ, оказанием услуг.
В течение налогового периода ИП, получившие доходы от осуществления предпринимательской деятельности, самостоятельно исчисляют суммы налога ежеквартально нарастающим итогом с начала налогового периода, исходя из налоговой базы, определенной нарастающим итогом по результатам каждого отчетного квартала на основе данных налогового учета и налоговых ставок. Сумма налога определяется как доля налоговой базы, соответствующая налоговой ставке.
Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, полученных в денежной и натуральной формах, как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, уменьшенных на сумму стандартных и профессиональных налоговых вычетов.
Документы, подтверждающие право на льготы, представляются (предъявляются) вместе с налоговой декларацией.
Документы, подтверждающие обоснованность применения стандартных налоговых вычетов, представляются (предъявляются) в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации (расчета) за первый отчетный квартал налогового периода. При представлении налоговых деклараций (расчетов) за последующие отчетные кварталы указанные документы представляются (предъявляются) при появлении (изменении) оснований для применения стандартного налогового вычета.
Уплата налога в бюджет в течение налогового периода производится не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окончании налогового периода, исчисляется в соответствии с налоговой декларацией (расчетом) по совокупному годовому доходу и уплачивается в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Необходимо проверить наличие регистров налогового учета и порядок их ведения ИП. Они обязаны вести налоговый учет для целей налогообложения и налогового контроля. На основе данных учета, и иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих обложению налогом, отражается и группируется сводная информация об элементах налогового учета (доходах и расходах), проводятся при необходимости расчетные корректировки и отражается информация о показателях, принимаемых для определения размера налоговой базы.
Если требуется проведение расчетных корректировок, то составляются справки расчетных корректировок, в которых указываются основания для проведения расчетной корректировки со ссылкой на соответствующую норму акта налогового законодательства, и производится расчет.
Справки расчетных корректировок прилагаются к соответствующим регистрам налогового учета.
Регистром налогового учета является книга учета доходов. Индивидуальными предпринимателями регистры налогового учета ведутся ежеквартально нарастающим итогом с начала налогового периода на бумажных и (или) электронных носителях.
Расчет налоговой базы производится в налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу.
Необходимо проверить ИП на правополучения профессиональных налоговых вычетов.
При определении размера налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют плательщики - ИП в сумме расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, фактически произведенных ими и документально подтвержденных.
Сумма таких расходов определяется плательщиком самостоятельно.
Вместо получения профессионального налогового вычета плательщики имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Установленный профессиональный налоговый вычет предоставляется плательщикам при подаче ими налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.
Контроль деятельности индивидуальных предпринимателей-плательщиков единого налога.
Плательщиками единого налога являются:
- индивидуальные предприниматели при оказании потребителям услуг (выполнении работ), перечисленных в перечне;
- индивидуальные предприниматели при розничной торговле товарами, отнесенными к определенным товарным группам:
- в магазине, торговая и общая площади которого не превышают соответственно 15 и 100 м2 (включительно);
- на торговых местах на рынках; в расположенном на торговом месте или ином торговом объекте, общая площадь которого не превышает 100 м2 (включительно).
- в предусмотренных законодательством формах, осуществляемых без (вне) расположенного на торговом месте торгового объекта: торговля по образцам, с использованием автоматов, посылочная, электронная, развозная и разносная торговля.
- физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, при разовой реализации на торговых местах на рынках произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров, отнесенных к товарным группам, определенным в перечне. Такая реализация товаров может осуществляться не более 60 дней в году (с 1 января по 31 декабря включительно);
Плательщики единого налога освобождаются от уплаты:
- подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении видов деятельности, указанных в перечне, включая доходы за хранение денежных средств, полученных от единым налогом;
- налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;
- налога за использование природных ресурсов (экологического налога);
- местных налогов и сборов, взимаемых при осуществлении видов деятельности, указанных в перечне.
Областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки единого налога в пределах его базовых ставок, определенных в перечне, в зависимости:
- от населенного пункта, осуществляющего деятельность плательщиков единого налога (г. Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты);
- места осуществления деятельности этих лиц в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта);
- режима работы плательщиков единого налога;
- иных условий осуществления видов деятельности.
Ставки единого налога понижаются:
- для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — на 25 % в первые три месяца, начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность, включая последний день месяца, в котором истекает право на льготу;
- индивидуальных предпринимателей, достигших возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, — независимо от вида получаемой пенсии, а также индивидуальных предпринимателей-инвалидов — на 20 %, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу.
От уплаты единого налога освобождаются индивидуальные предприниматели и иные физические лица, реализующие продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов), при условии предъявления справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом и подтверждающей, что продукция, продаваемая этими лицами, произведена на земельном участке, предоставленном им в соответствии с законодательством для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (в отношении продукции пчеловодства, при условии предъявления ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта), а также реализующие лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию.
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют единый налог, причитающийся к уплате, с учетом ставок единого налога, установленных в населенном пункте, в котором осуществляется деятельность.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется:
• индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки их на учет не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности;
• индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые, не позднее дня, предшествующего дню начала деятельности.
Единый налог уплачивается (доплачивается) в белорусских рублях, исходя из установленного Национальным банком Республики Беларусь курса евро по отношению к белорусскому рублю, действующему на первое число месяца, в котором производится уплата (доплата) налога:
• индивидуальными предпринимателями — ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, облагаемой единым налогом; индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые не позднее дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности;
• физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, — до начала реализации товаров.
Единый налог уплачивается:
• индивидуальными предпринимателями — по месту постановки на учет в налоговом органе;
• физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, — по месту постановки на учет в налоговом органе либо по месту реализации товаров.
Налоговый орган проверяет полноту и соответствие реквизитов, указанных в документе об уплате единого налога, уплаченным суммам налога, данным налоговой декларации (расчета) по единому налогу, и производит отметку в документе об уплате единого налога о зачислении в бюджет единого налога и налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме.
Документ об уплате единого налога (или копия, заверенная налоговым органом) с соответствующей отметкой налогового органа хранится в торговом, обслуживающем объекте, на торговом месте на рынке, в транспортном средстве и предъявляется по требованию юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющих объект, место для торговли, уполномоченных должностных лиц органов Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам, Министерства торговли, Министерства внутренних дел Республики Беларусь.